Проверьте свои знания

1. Определение процесса внимания.

2. Почему ряд психологов не признают за вниманием само­стоятельного статуса?

3. Основные свойства внимания, краткая характеристика.

4. Соотношение внимания с другими познавательными про­цессами.

5. Основания для классификации внимания.

6. Какими факторами обусловлено непроизвольное внима­ние?

7. Краткая характеристика разновидностей произвольного внимания.

8. Что такое послепроизвольное внимание?

9. В чем сущность переключаемости внимания?

10. Рассеянность внимания и ее разновидности.

11. Что такое флюктуация внимания?

12. Характеристика концентрации внимания.

13. В чем сущность отвлекаемости внимания?

14. Теоретические положения, которые обусловливают физи­ологические механизмы внимания.

15. Суть принципа активности мозга.

16. Физиологическое обоснование ориентировочного рефлекса.

17. Закон взаимной индукции нервных процессов возбужде­ния и торможения в коре головного мозга.

18. Физиологическое обоснование принципа доминанты (по А. Ухтомскому).

19. В чем заключается принцип иррадиации?

20. Какие модели внимания вы знаете?

21. Сущность модели внимания Д. Узнадзе.

22. Сущность модели внимания Л. Выготского.

23. Основные моменты и факторы развития внимания у детей.

Ключевые понятия темы

Внимание, избирательность, целенаправленность, актив­ность, регулирующая функция, природное и социальное вни­мание, произвольное и непроизвольное внимание, вынуж­денное, невольное, привычное, волевое, выжидательное и спонтанное внимание, послепроизвольное внимание, опосред­ствованное и непосредственное внимание, объем, флюктуа­ция внимания, переключаемость, распределение, концентра­ция, устойчивость, рассеянность, мнимая и подлинная рассе­янность, отвлекаемость, внимательность, наблюдательность, принцип активности мозга, ретикулярная формация, ориен­тировочный рефлекс, периферический механизм, закон вза­имной индукции, принцип доминанты, принцип иррадиации, модели внимания, развитие внимания.

Литература

1. Вайнштейн Л. А., Поликарпов В. А., Фурманов И. А. Общая психология: Курс лекций. Мн., 2003.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1983. Т. 3.

3. Величковский Б. М. Современная когнитивная психоло­гия. М., 1982.

4. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.

5. Гоноблин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М., 1972.

6. Козубовский В. М. Общая психология: Конспект лекций. Мн., 2001.

7. Коломинский Я. Л. Человек: психология. М., 1986.

8. Лурия А. Р. Внимание и память. М., 1975.

9. Майерс Д. Пихалопя. Мн., 1997.

10. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2001.

11. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.

12. Страхов В. И. Психология внимания. Саратов, 1992.

13. Хрестоматия по вниманию. М., 1976.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: