1. Определение процесса внимания.
2. Почему ряд психологов не признают за вниманием самостоятельного статуса?
3. Основные свойства внимания, краткая характеристика.
4. Соотношение внимания с другими познавательными процессами.
5. Основания для классификации внимания.
6. Какими факторами обусловлено непроизвольное внимание?
7. Краткая характеристика разновидностей произвольного внимания.
8. Что такое послепроизвольное внимание?
9. В чем сущность переключаемости внимания?
10. Рассеянность внимания и ее разновидности.
11. Что такое флюктуация внимания?
12. Характеристика концентрации внимания.
13. В чем сущность отвлекаемости внимания?
14. Теоретические положения, которые обусловливают физиологические механизмы внимания.
15. Суть принципа активности мозга.
16. Физиологическое обоснование ориентировочного рефлекса.
17. Закон взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
18. Физиологическое обоснование принципа доминанты (по А. Ухтомскому).
|
|
19. В чем заключается принцип иррадиации?
20. Какие модели внимания вы знаете?
21. Сущность модели внимания Д. Узнадзе.
22. Сущность модели внимания Л. Выготского.
23. Основные моменты и факторы развития внимания у детей.
Ключевые понятия темы
Внимание, избирательность, целенаправленность, активность, регулирующая функция, природное и социальное внимание, произвольное и непроизвольное внимание, вынужденное, невольное, привычное, волевое, выжидательное и спонтанное внимание, послепроизвольное внимание, опосредствованное и непосредственное внимание, объем, флюктуация внимания, переключаемость, распределение, концентрация, устойчивость, рассеянность, мнимая и подлинная рассеянность, отвлекаемость, внимательность, наблюдательность, принцип активности мозга, ретикулярная формация, ориентировочный рефлекс, периферический механизм, закон взаимной индукции, принцип доминанты, принцип иррадиации, модели внимания, развитие внимания.
Литература
1. Вайнштейн Л. А., Поликарпов В. А., Фурманов И. А. Общая психология: Курс лекций. Мн., 2003.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1983. Т. 3.
3. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
4. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
5. Гоноблин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М., 1972.
6. Козубовский В. М. Общая психология: Конспект лекций. Мн., 2001.
7. Коломинский Я. Л. Человек: психология. М., 1986.
8. Лурия А. Р. Внимание и память. М., 1975.
9. Майерс Д. Пихалопя. Мн., 1997.
10. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2001.
11. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.
12. Страхов В. И. Психология внимания. Саратов, 1992.
13. Хрестоматия по вниманию. М., 1976.