Школы «Анналов»

ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ

1. Социально-политические и общенаучные условия формирования школы «Анналов». Идейные истоки школы «Анналов».

2. Л. Февр, М. Блок и Ф. Бродель об особенностях исторического познания. Историческая концепция школы «Анналов». Методологические парадигмы «Анналов».

3. Исторический факт и исторический источник в концепции «Анналов».

4. Историко-социологическая концепция Ф. Броделя.

5. «Анналы» и междисциплинарные методы исторического познания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Приступая к изучению условий формирования и идейных истоков школы «Анналов», следует помнить, что на рубеже XIX – ХХ вв. начинает складываться новая социокультурная и познавательная ситуация, которую можно охарактеризовать как культурный и методологический плюрализм и которая предваряет ситуацию постмодерна. В это время историческая наука развивается под влиянием противоречивых тенденций: с одной стороны, необходимости глобализации исторических теорий, с другой, усиления индивидуально-психологической потребности в осмыслении исторического процесса. Тогда же формируется принцип признания «чужой одушевленности», приобретающий системообразующее значение в методологии гуманитарного знания, и одновременно возрастает значение сравнительно-исторических исследований.

Именно в то время, первой трети ХХ века, происходит возникновение и становление французской исторической школы «Анналов», явившейся одним из самых оригинальных явлений в развитии ____ западной историографии. Студентам важно четко представлять себе социально-политические (рост революционного движения, повышения роли народных масс, опасность фашизма) и общенаучные (кризис исторической мысли и исторической науки, разочарование в позитивизме, революция естествознания и связанная с ней крутая ломка основных мировоззренческих принципов познания) условия формирования этого направления, его основные этапы, а также идейные истоки (наработки представителей французской географической школы П. Видаля де Ла Блаша, социологической школы Э. Дюркгейма, международного центра исторического синтеза А.Берра).

Исследуя историческую концепцию школы «Анналов», необходимо подчеркнуть, что предметам исторической науки, по мнению основателей этого направления – М. Блока и Л. Февра, - является человеческое общество как единая система, главными компонентами которой являются условия материальной жизни, экономика, социальная структура и все проявления духовной жизни.

Несомненно важным является умение выделения и анализа методологических парадигм, которые «Анналы» разработали и поддерживали в течении всей своей истории. Этот анализ позволит провести сравнение и выделить его противоречия с марксистской концепцией истории.

Необходимо также составить полное представление об историко-социологической концепции Ф. Броделя, чья научная и методологическая деятельность пришлась на второй, так называемый «броделевский», этап «Анналов». Следует подчеркнуть его преемственность с творческим наследием М. Блока и Л. Февра (понимание идеи целостности, системности как исходного принципа рассмотрения исторической действительности), показать важность дальнейшей разработки им на конкретно-историческом материале и в теоретическом плане таких понятий, как «эшелонированность исторической реальности», «социальное время различной продолжительности», «пространство и время», «общество и цивилизация», «соотношения структур и конъюнктур» и т.д. Центральное же место в творческом наследии Ф. Броделя и на это нужно обратить особое внимание занимает его идея «глобальной» («тотальной») истории, под которой он понимал воспроизведение действительности во всем его многообразии.

Наконец, следует подчеркнуть важность междисциплинарного метода познания в исторической науке, что неоднократно подчеркивалось основоположниками «Анналов». Провозглашенная направлением школы «Анналов» программа создания «истинной истории» означала, что ________ должна идти об истории ________ (в противовес истории событийной) в плане фактическом к синтезу взаимодействий всех материальных, физических и ментальных сил людей, участвовавших в формировании условий собственной жизни, а в плане _________ - к союзу с социальными науками, и не только с ними, во имя обогащения собственных познавательных средств. Таким образом, новизна междисциплинарной ситуации 1970-х гг. (третий этап «Анналов») состояла не только в использовании данных и методик других дисциплин, но и в интеграции на уровне объектов их научных интересов, и более того – в конструировании междисциплинарных объектов.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Агирре Рохас К.А. «Анналы» и марксизм (Десять тезисов о методологических парадигмах) //Споры о главном. Дискуссия о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов» / Отв. ред. Ю.Л. Бессмертный. М., 1993. С. 101-107.

2. Афанасьев Ю.Н. Историзм против эклектики: французская школа «Анналов» в современной буржуазной историографии М., 1980.

3. Он же. Эволюция теоретических основ школы «Анналов» // Вопросы истории. 1981. №9.

4. Блок М. Апология истории, или ремесло историка. М., 1986.

5. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм

XV-XVIII вв. Т. 1-3. М., 1992.

6. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.

7. Он же. От истории ментальности к историческому синтезу // Споры о главном. С.16-29.

8. Дэвис Н.З. «Анналы» Марк Блок и Люсьен Февр во время немецкой оккупации // Споры о главном. С. 166-180.

9. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М., 2004. Гл. 8. р.2.

10. Ревель Жак. История и социальные науки во Франции на примере эволюции школы «Анналов» // Новая и новейшая история. 1998. №5,6.

11. Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов» / Отв. ред. Ю.Л. Бессмертный. М., 1993.

12. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

13. Юсим М.А. «Средиземноморье» Ф. Броделя: человек в ландшафте большой истории //Новая и новейшая история. 2005. №6. С.34-45.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Агерре Рохас К.А. Критический подход к истории французских «Анналов». М., 2006.

2. Бессмертный Ю.Л. Как же писать историю? Методологические веяния во французской историографии 1994-1997 // Новая и новейшая история. 1998. №4.

3. История ментальности и историческая антропология. М., 1996.

4. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1992.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: