Медицина в исторической перспективе выступает тем социальным институтом, той сферой научно-практической деятельности человека, в лоне которой зародились и были выношены многие биоэтические идеи. В определенном смысле медицина «спасает» жизнь этики как определенного раздела философии. Во-первых, в связи с чрезвычайной сложностью моральных проблем, вызванных новейшими биомедицинскими технологиями, она вынуждена не только трансформировать собственные этические нормы и правила, но и привлекать к решению стоящих перед ней задач современную философию, тем самым подтверждая востребованность философии и этики в современном обществе. Во-вторых, врачебная деятельность по своей природе является нравственной деятельностью; она пронизана гуманизмом и состраданием к человеку, поэтому любые моральные проблемы, рассматриваемые сквозь призму сохранения здоровья и жизни человека, становятся частью философского дискурса.
В этой связи российский философ Л. Коновалова отмечает, что проблемы, с которыми имеет дело медицинская этика, самые насущные и массовые. Это наиболее «драматические» события в жизни человека: болезни, потеря близких, страдания, смерть[288]. Каждый может столкнуться с ними в любую минуту, оказавшись неподготовленным духовно, психологически и нравственно. Именно поэтому эти проблемы становятся актуальными для философии и этики, в частности, для прикладной этики и биоэтики.
Во второй половине ХХ века происходят поистине революционные изменения в области биомедицинских технологий: диагностических, репродуктивных, жизнеподдерживающих и др. Прогресс в области медицинских технологий, решая ряд традиционных моральных проблем человечества (например, предотвращение нежелательной беременности, выживание недоношенных детей, сохранение здоровья людей в пожилом возрасте, замена поврежденных органов и тканей), одновременно переводит эти проблемы в принципиально иную плоскость обсуждения и моральной рефлексии.
При помощи технологий человек учится управлять природно детерминированными процессами, в том числе и собственной природой. Но у медали есть и оборотная сторона: медикализация и технологизация индивидуальной и социальной жизни ведут к десакрализации традиционных ценностей, связанных с рождением, жизнью, умиранием и смертью и утрате человеком способности самостоятельно, без помощи врачей и биомедицинских технологий, заботиться о собственном здоровье. В связи с этим растет спрос на медицинские услуги, среди которых преобладающими становятся все более дорогостоящие и инвазивные. Наблюдается увеличение числа врачебных ошибок и ятрогений [289].
Биоэтика расширяет границы и трансформирует содержание традиционной медицинской этики Гиппократа, помещая ее в современный философский и социокультурный контекст: от профессиональной этики взаимоотношений больного и врача до глобальной этики взаимоотношений пациента, клиента и системы здравоохранения, личности и общества, человечества и живой природы. Благодаря ее принципам пациент становится таким же полномочным субъектом нравственного выбора, как и в других морально значимых ситуациях своей жизни, а врач начинает исполнять роль своеобразного «медиума» — ассистента, помощника, коллеги, мнение которого — лишь одно из оснований выбора пациента. Врачебная деятельность перестает ограничиваться рамками корпоративно-профессиональных интересов и начинает рассматриваться в терминах гражданских прав человека, в широком контексте обязанностей врача и медицинской корпорации перед обществом.
Становление медицины как науки:
гуманистический аспект
Медицина как отрасль научного знания начинает формироваться в Европе приблизительно с середины XVIII века. Для врачей донаучного периода развития медицины «видеть» означает чувствовать, «воспринимать» пациента во всей совокупности предъявляемых им жалоб. Здесь рациональный порядок болезни еще скрыт от врача субъективными жалобами больного, а пространство, в котором происходит общение врачей и пациентов, ограничено областью вербализованных симптомов болезни[290].
Но постепенно медицина утверждает себя как особая наука о живом. В результате врачи приходят к парадоксальному выводу — для раскрытия «рациональности» жизни необходимо «удалить» из поля зрения самого индивида с его неповторимыми качествами. «Творец…, — говорит Циммерман, — определил течение большинства болезней непреложными законами, которые скорее открываются, если течение болезни не прерывается или не затемняется самим больным»[291]. Болезнь фиксируется как нозологическая единица в общей системе известных заболеваний. Знание рационализируется, возникает типологическая медицина, а вместе с ней — новый тип врача-клинициста, ставящего на первое место таксономию болезней, а не пациента с его индивидуальной симптоматикой.
Обнаруживается при этом, что познание жизни отличается от познания физико-химических явлений ограниченностью живого во времени и пространстве. Подтверждением истинности медицинских знаний становится логическое завершение болезни — смерть больного. Парадоксально, нолишь вопрошая о патологических феноменах, через дискурсивное пространство трупа, познание жизни находит принцип своего развертывания. Оказывается, что невозможно конституировать медицину как науку о предотвращении болезней и сохранении здоровья, не включая в ее рассмотрение таких феноменов как болезнь, смерть, уродство, аномалия и ошибка.
В рационализированной научной медицине сущность жизни и смерти, здоровья и болезни во всех своих неповторимых качествах, присущих тому или иному больному, начинает подменяться рационально сконструированными идеями.
Рациональное знание трансформирует декартовскую сентенцию «Я мыслю, следовательно, существую» в убеждение, что все существующее, все живое и неживое, подпадает под юрисдикцию разума. Весь мир приобретает образ вторичного, производного от мира рацио. В результате, болезнь, в силу своей природы ускользающая от разума, начинает выступать как враждебная человеку и противостоящая жизни.
В силу своей чрезмерной рационализации, стремления к упорядочиванию и контролю, медицина как социальный институт приобретает сходные с государственными органами правопорядка и безопасности характеристики (М. Фуко, У. Бек, П. Слотердайк). В человеческое тело, подобно агентам, засылаются медицинские приборы: зонды, камеры, катетеры, лампы. Рефлексы отслеживаются, секреты желез изучаются, напряженность мышц измеряется, данные об организме обсчитываются. Так же как и агенты, медики шифруют свою информацию, чтобы объект не ведал, что о нем знают[292].
Возникает установка, что между субъектом и его недугом не может быть никаких других отношений, кроме вражеских. Соответственно, «помочь» субъекту означает способствовать одержанию победы над агрессором — болезнью. То, что болезнь, как и всякая враждебность, может быть «действительным» самовыражением субъекта, проявлением его отношения к самому себе, к окружающим людям и миру в целом, при этом не берется в расчет. Логика постоянного подозрения человеческого тела «в недугах», умышленное утаивание от больного диагноза «по терапевтическим причинам», агрессивная манера практического познания врага-болезни, в конце концов, приводят к отделению медицинского знания от сознания пациента[293].
Возникает специальный социальный институт — клиника, где пространственно локализуются основные проявления человеческой экзистенции: рождение, страдание, болезнь, умирание, смерть. В то время как теоретики, биологи, физики, химики, математики, часто не имеют доступа к практическому внедрению своих открытий, врач-клиницист получает уникальную возможность соединения теории и практики, законодательной и исполнительной медицинской власти в одном месте, «тут и сейчас». Медицинские лечебные и научно-исследовательские учреждения, больницы и институты, становятся удобными инструментами практического внедрения медицинских знаний, фактически «закрытым способом», «без спроса», в обход общества и всякого внешнего морального контроля[294]. В своем практическом поле, в клинической диагностике и терапии, сообщество медиков выступает одновременно и собственным парламентом и собственным правительством. В то время как государственные органы, суд, юриспруденция, напротив, часто вынуждены обращаться к медицинским прецедентам, в которых экспертами выступают профессионалы-медики.
Превращение медицины-искусства в медицину-науку и медицину-технологию приводит к утрате холистического, целостного взгляда на природу болезни и здоровья, преобладанию диагностики над терапией, сужению области профессиональной деятельности врача, нейтрализации и деперсонализации как врача, так и пациента.
Хорошо известны требования к врачу, возникшие еще в древности: «Хороший врач лечит не больной орган, а больного», «Врач лечит не сломанную ногу, а больного со сломанной ногой, не болезни почек, а больного с заболеванием почек». К чистой нозологической сущности болезни больной, как источник беспорядка, добавляет свои склонности, свой возраст, образ жизни и всю серию событий, определяющих индивидуальные характеристики болезни и образующих конфигурацию случая[295]. Однако, с тех пор как медицина приобретает статус обособленного научного знания, группа изучаемых ею явлений начинает искусственно изолироваться, изыматься из целостного поля наблюдения, а сложный динамический процесс, называемый жизнью пациента, редуцируется до «моментального среза», диагноза согласно существующей научной таксономии болезней. При этом целостный подход к пациенту как субъекту своего собственного здоровья и жизни начинает становиться определенной методологической проблемой для современного врача.
Узкая специализация и профессионализация врача-клинициста и врача-ученого приводят к тому, что между отдельными областями медицины возникают бреши, «ничейные земли», плодотворные для ее дальнейшего развития, но не используемые ею, а медицинская практика все в большей степени становится коллективной. Специфика науки как коллективного «действия» предполагает анонимность принимаемых решений, деперсонализацию и нейтрализацию не только пациента — объекта исследования, но и врача-исследователя, исчезающего как личность в тот момент, когда необходима предельная объективизация его суждений.
Все это ведет к утрате персональной ответственности врача и медицинского работника за результаты своей деятельности, в том числе и за «врачебные ошибки», которые либо не отслеживаются, либо трактуются как некие артефакты, «издержки производства», закономерные и поэтому неизбежные технические моменты процесса лечения. Врачевание перестает быть искусством и священнодействием и превращается в технологический процесс, который согласно своей природе (никакая техника и технология не могут быть совершенными), всегда имеет люфт непредсказуемости и неопределенности.
Главным вектором развития современной медицины становятся стандарты научной новизны и эффективности, вследствие чего ее задачи модифицируются: из высоко гуманных (избавление человечества от болезней и страданий) в научные и технологические (создание таких технологий, которые бы способствовали более быстрому и глубокому изучению сути патологических процессов).
Научный интерес, проникающий все дальше в глубины человеческого тела и души, уже вполне открыто отделяется от терапевтической сферы и обрекает ее «на ковыляние в хвосте» у диагностики [296]. Регистрируется резкий всплеск так называемых «хронических заболеваний», легко диагностируемых благодаря наличию высокочувствительной техники, но неизлечимых из-за отсутствия эффективных терапевтических методов (часто даже не стоящих на повестке дня). Вопреки своим «успехам», медицина невольно увеличивает общее число заболеваний, в том числе неизлечимых, «взваливая на людей болезни», которые она способна выявлять, но не излечивать (СПИД, «куриный грипп», малярия, губчатоподобная энцефалопатия). Так, если в начале ХХ века примерно 40 человек из 100 умирали от острых заболеваний, то в 1980 году такие заболевания составили лишь 1% от всех случаев смерти. Остальные 99% пришлись на хронические, неизлечимые болезни[297].
Одним из свидетельств медикализации индивидуальной и социальной жизни является увеличение случаев социальной и структурной ятрогении [298].
Социальная ятрогения проявляется как неспособность социума к разумной и взвешенной оценке предлагаемых медицинских услуг, в «массовом потреблении» населением препаратов и медицинских технологий, которые могут быть бесполезными, неэффективными и даже опасными для здоровья. Например, широко рекламируемое средство «для поднятия мужской потенции» виагра является серьезным испытанием для сердечно-сосудистой системы (известны случаи смертельного исхода у пожилых людей после его приема). Другой пример — широкая реклама услуг косметической хирургии для достижения человеком внешней красоты и, значит, любви и счастья. Многие из хирургических вмешательств, цель которых — «эффект красоты и молодости», по своей сути, являются варварскими, они часто заканчиваются для пользователей не так успешно «как хотелось бы», уродуя внешность и лишая здоровья. Перечень таких необязательных и вместе с тем опасных медицинских вмешательств велик. Причина социальной ятрогении в том, что «общество потребления» ищет и находит «простые рецепты» счастья, особенно не задумываясь над тем, какие цели преследуют и какие ценности исповедуют те или иные фармацевтические фирмы, частные клиники, центры пластической хирургии, а также СМИ, рекламирующие их услуги и продукцию.
Структурная ятрогения выражается в снижении уровня автономности и способности индивида принимать самостоятельные и ответственные решения, касающиеся собственного здоровья, в формировании аддитивности[299], стойкой зависимости от «медицинской помощи» и, в конечном счете, — в утрате способности самостоятельно, без помощи медицинских средств, справляться с болью, болезнью, умиранием.
Медикализации индивидуальной и социальной жизни также способствует развитие частного сектора и предпринимательства в медицине и здравоохранении. Частный сектор создает благоприятные условия для подмены ценностей психофизического здоровья и личного счастья ценностями комфорта, фармакологической эффективности и бесконечного процесса потребления.
Сфера оказания медицинских услуг имплицитно содержит в себе чаяния и надежды общества: его веру в прогресс биомедицинских технологий и абсолютную ценность научного знания. Возникает замкнутый круг: с одной стороны, общество, испытывающее «неутолимый голод» на медицинские препараты и услуги, заинтересовано в расширении сети медицинских услуг; с другой стороны, эти услуги сами формируют общественное мнение, генерируют медицински «одобренные» технологии, экологические и гигиенические нормативы, привычки питания, режим работы и отдыха, стиль и образ жизни современных людей. Круг замыкается: общественные ожидания, критерии оценки, этические нормы оказываются производными величинами от достижений в области медицины. Даже реализация таких экзистенциальных потребностей личности, как смена пола или достижение профессиональных успехов (в спорте, науке, искусстве) становится возможной лишь благодаря медицинским и биохимическим технологиям: ангиопластическим операциям, синтезу и производству препаратов, служащих допингом, стимулирующих физиологические процессы и мыслительные способности человека.
Медикализация социальной жизни обусловлена не только социальными и индивидуальными предпочтениями, но и интересами различных профессиональных групп. В связи с чем, выделяется два типа медицины: контрактная и институциональная. Контрактная медицина признает право больного самому начинать и заканчивать лечение. Институциональная (государственная) — действует в интересах государства или определенных корпоративных групп (фармацевтических фирм, социальных служб, органов милиции, медицинских учреждений). Для этого типа медицины характерна стигматизация, наклеивание «ярлыка болезни» на тех индивидов, чье поведение не соответствует нормам и канонам того или иного сообщества. Так, широко известен факт участия медиков в контроле за дезруптивным, асоциальным поведением детей совместно с органами правопорядка, школой, высшими учебными заведениями, социальными службами[300].
Существует несколько условий, благоприятствующих усилению контролирующих функций медицины в обществе: 1) традиционные формы общественного контроля над социальным поведением отдельных его членов неэффективны; 2) девиантное, отклоняющееся от принятых в социуме норм, поведение воспринимается медиками как подпадающее под их юрисдикцию; 3) существующая проблема ассоциируется в общественном сознании с некоторыми функциональными изменениями и, таким образом, становится симулякром[301] болезни; 4) в арсенале медицинских средств и подходов имеются такие, которые могут «помочь» существующим органам контроля (например, школе, милиции, правящей политической партии) «решить проблему» (психотропные, седативные лекарственные средства, хирургическое вмешательство).
Природа многих болезней и «отклонений от нормы» не до конца ясна (шизофрения, СПИД, врожденные уродства, ДЦП), что позволяет использовать данный факт в целях социального кастинга[302] и контроля. Так, например, вплоть до середины ХХ века в странах Западной Европы и США принудительная госпитализация и лечение большей части душевнобольных считалась социальной нормой. И только в 1954 году комитет экспертов ВОЗ по психическому здоровью определил принудительную госпитализацию всех психических больных как унизительную для них и их родственников и осудил те страны, в которых такая практика имела место. Начиная с этого времени, в большинстве цивилизованных стран были приняты законы, закрепляющие норму добровольного согласия пациента на оказание психиатрической помощи[303].
В СССР, как известно, психиатрическая служба, построенная на принуждении, выполняла ряд функций пенитенциарной системы. В 1960-1986 годах она использовалась властью для расправы с политическими оппонентами или просто неугодными властям людьми. Эта практика была прервана только в 1988 году, когда вошел в силу Указ «Условия и процедуры для обеспечения психиатрической помощи», поставивший точку в истории принудительной госпитализации «социально опасных психически больных» людей в СССР. Еще один пример демедикализации «не подпадающего под социальные стандарты» поведения, который имел место в США — снятие в 1973 году с гомосексуализма ярлыка «психического заболевания».
Возврат к целостному взгляду на природу болезни и здоровья, демедикализация индивидуальной и социальной жизни, интенсивное развитие терапевтического сектора медицины, рост сознания и личной ответственности медицинских работников и пациентов за происходящее в процессе лечения — все это возможно только при условии глубоких качественных изменений существующей медицинской теории и практики.
Трансформация медицинского знания и практики
Актуализация этического измерения современной медицины связана с закономерными процессами ее модернизации и трансформации. Модернизация выражается в целенаправленном изменении технологий и функций медицины, а трансформация выступает как процесс смены парадигм теории и практики. Существенной особенностью этого процесса сегодня является смена парадигм «теоретической направленности деятельности» и «здоровья как отсутствия болезни» парадигмами «этической направленности деятельности» и «здоровья как образа жизни»[304]. Указанные парадигмы основаны на анализе как непосредственных, так и интегральных показателей, таких как качество и образ жизни, уменьшение боли и страданий, доступность экологически чистых источников воды, воздуха, пищи, повышение уровня информированности населения, улучшение социальных условий труда и проживания, уменьшение физических и психологических рисков.
Трансформация медицины как системы научного знания и практики осуществляется в четырех направлениях[305].
Первое связано с процессами простого и рефлексивного онаучивания медицины. Для простого онаучивания характерна дальнейшая разработка собственно биомедицинской проблематики, представлений о ее объекте и предмете, качественно более глубокое постижение феноменов здоровья и болезни. Рефлексивное онаучивание заключается в изучении и преодолении недостатков собственного развития.
Второй вектор трансформации состоит в поиске и обосновании в качестве идеалов иных, вне- и паранаучных определений и образов истины, таких, как счастье, добро, красота, справедливость.
Для третьего направления трансформации характерно преодоление старых и одновременно конструирование новых табу, разметка новых демаркационных линий между отдельными отраслями медицины, исходя из принципиально новых методологических оснований.
Четвертое направление связано с изменением статуса научной рациональности в медицине. Благодаря новейшим технологиям она приобретает статус «доказательной»[306], теперь она не только постулирует, но и доказывает всему миру правильность своих теорий и практики.
Трансформация медицины как теории и практики во многом связана с развитием философии и этики медицины. На сегодняшний день существует два основных понимания их предмета, задач и функций[307].
Первый восходит к традициям, заложенным Т. Персивалем, В. Ослером[308], Ф. Пибоди, Л. Хамманом, считавшими, что этическое чувство и пониманиевнутренне присущи «хорошей» медицинской практике. Так называемая «ослерская философия» и этика английского джентльмена Персиваля удерживали ключевые позиции в теории и практике медицинской этики Америки вплоть до середины ХХ века[309]. Это привело к тому, что взаимодействие медицины и философии стало рассматриваться ограниченно, только в трех возможных формах: 1) философия и медицина существуют как отдельные дисциплины, но совместно решают общие для них задачи; 2) теоретическая медицина заимствует у философии ряд понятий, таких, например, как критическая рефлексия, целостность, ценность, цель; 3) медицина использует в своей практике определенные методологические подходы философского исследования.
Второй подход вырастает из традиций континентальной философии, которая, начиная с ХІХ века, развивала философию медицины, включающую в себя: логику и эпистемологию медицины, концептуальный анализ существующих концепций здоровья и болезни, изучение феномена причинности и психосоматических связей, исследование эволюции идей механицизма и витализма.
Философия и этика медицины создали необходимые предпосылки для пересмотра и трансформации биостатической концепции здоровья. Согласно этой концепции, норма и нормальность фиксируют соответствие индивида идеальному плану биологического вида, имеющего среднестатистические показатели тех или иных признаков[310].
Биостатическая концепция здоровья основана на допущении, что раскрытие рациональных механизмов болезни, подкрепляемое активным медицинским вмешательством, ведет к повышению эффективности медицинской науки и ее контроля за ростом заболеваемости среди населения и, в целом, к улучшению здоровья человеческой популяции (за счет увеличения количества больниц и диспансеров, прироста знаний в области физиологии и анатомии человека, массовой вакцинации населения)[311].
Однако, рассматривая норму как статистически достоверные параметры работы того или иного органа, мы приходим к выводу, что «нормальные» реакции могут наблюдаться и у заболевшего человека. И наоборот, если в организме обнаружены болезнетворные бактерии, то с точки зрения статистической нормы, вполне объяснимо, что он будет иметь также и высокую температуру, покраснение слизистых оболочек и снижение функциональных способностей, другими словами, «нормальную реакцию» на вторжение болезнетворных микроорганизмов.
Однако ряд историко-демографических исследований заставил пересмотреть эту концепцию. В 1979 году Мак Кеун, изучая причины резкого снижения смертности в Англии, показал, что роль непосредственного медицинского вмешательства при этом была явно преувеличена. Пик снижения смертности от инфекционных заболеваний был зарегистрирован значительно раньше (середина ХIX века) открытия антибиотиков и начала массовой иммунизации населения (50-60-е годы ХХ века). Как оказалось этому способствовало три фактора: 1) улучшение питания населения; 2) совершенствование санитарно-гигиенических условий проживания; 3) и как следствие этого — снижение детской смертности. Позднее установленная закономерность получила подтверждение на примере других стран: США, Швеции, Франции, Ирландии, Венгрии.
Таким образом, было установлено, что не столько медицинские технологии, сколько, социальные изменения и улучшение окружающей человека среды, стандартов его жизни (пищи, жилья, образования, уровня доходов, санитаризации) стали причиной повышения качества жизни и уменьшения заболеваемости[312]. Полученные данные позволили сделать важный вывод о том, что представления о здоровье как феномене, достигаемом при помощи исключительно медицинских технологий, далеки от действительности, а биостатическая модельздоровья имеет свои ограничения.
Сегодня ухудшение качества жизни и здоровья в индустриально развитых странах связывается не столько с бедностью или недоступностью медицинской помощи для малоимущих слоев населения, сколько с медикализацией и консумеризацией[313] образа жизни. Поэтому не случайно, на первый план в деле приумножения здоровья в наше время выходят биоэтические принципы уважения автономии и достоинства личности, способствующие индивидуализации медицинской этики и интеграции в структуру личности пациента ценностей сохранения и развития здоровья.
Еще в 1941 году американский теоретик медицины Г. Сигерист писал о том, что здоровье не означает простое отсутствие болезней; это нечто положительное, жизнерадостное и связанное с жизнеутверждающим отношением к собственной жизни и обязательствам. В 1948 году ВОЗ определила здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» (Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения)[314]. Этот факт стал еще одним свидетельством осознания человечеством важности связи биологических аспектов человеческого здоровья и общечеловеческих ценностей.
В современной зарубежной и отечественной литературе здоровье все чаще трактуется как благо, благополучие, wellness [315], объединяющее различные сферы личности: физическую, эмоциональную, духовную, социальную, интеллектуальную и профессиональную. Сохранение здоровья все чаще понимается как принятие ответственности за свое благополучие и стремление развивать различные стороны своей личности, исходя из ее целостной природы.
Одна из новейших концепций субъективного здоровья принадлежит шведскому ученому Л. Норденфельту, предложившему рассматривать здоровье как способность человека к достижению своих жизненных целей и счастья, а болезнь — как физический или психический процесс, уменьшающий эту способность[316]. Так, согласно этой концепции, два одинаковых субъекта с одним и тем же физическим статусом могут обладать различным «здоровьем», если их представления о счастье и, соответственно, жизненно важные цели не совпадают. В то же время многие пациенты с опасными заболеваниями (сахарный диабет, сердечно-сосудистые, онкологические заболевания) могут ставить и реализовывать высокие жизненные идеалы и быть счастливыми, однако было бы неправильным утверждать, что они обладают «хорошим» здоровьем. Поэтому указанная концепция не избежала критических замечаний.
Во второй половине ХХ века здоровье и болезнь начинают рассматриваться как естественные феномены, как полюсы проявления жизненной силы личности, ее зрелости, степени свободы, отношения к ценностям и своей роли в обществе. Получает популярность идея о градуалистической природе здоровья и болезни, между двумя крайними полюсами которых существует ряд переходных форм: недомогание, слабость (malady), болезнь (disease), болезненность (illness), ущербность (sickness) [317], на которые можно воздействовать не только фармакологически, но и психологически, при помощи духовных практик, путем упорядочивания своей жизни и переосмысления жизненных целей и идеалов [318].
Недомогание и слабость охватывают многообразные состояния (в дополнение к болезни), нарушающие здоровье. Это могут быть незначительные повреждения и дефекты тела, ухудшение самочувствия или слабость (при отсутствии внешних выраженных причин); это также обстоятельства жизни, заставляющие человека страдать и испытывать боль: невозможность передвигаться, болевые ощущения, утрата определенных физических способностей, возможности наслаждаться жизнью. Болезнь подразумевает нарушение физических и психических функций, отклонение от статистической нормы показателей работы тех или иных органов или систем, увеличивающее вероятность преждевременной смерти. Болезненность рассматривается как субъективные ощущения человека, отсутствие полного физического и психического благополучия. Понятие ущербности связано с восприятием обществом физиологического или психического статуса индивида (стигматизация).
Переходные формы манифестируют «неправильно» выбранный индивидом путь, ошибки в отношениях к собственной человеческой природе, преувеличение своих возможностей и уровня своего духовного и нравственного развития, попустительство порокам, нежелание совершенствоваться и двигаться вперед. Их наличие дает дополнительный шанс индивиду пересмотреть свой образ жизни, сделать соответствующие выводы и предпринять необходимые шаги для того, чтобы не заболеть «окончательно»[319].
В последнее время ученые-медики большое внимание уделяют экологическим факторам и их воздействию на состояние здоровья человека, на формирование неспецифических заболеваний. В медицине формируется новое понятие — экологическая патология, возникают такие научные направления как экологическая гистология, экологическая педиатрия, экологическая психиатрия, экологическая стоматология[320].
Как результат трансформации биостатической концепции здоровья возникают социальная, превентивная, психосоматическая, валеологическая, и, наконец,интегрирующая их биоэтическая модель здоровья.
Первые две модели в большей степени обращают внимание на устранение неблагоприятных социокультурных, экологических, гигиенических, семейных, индивидуальных факторов, делающих сохранение здоровья невозможным.
Представители психосоматической медицины считают, что болезнь «предстает как точное слово психической интенции», а определенные ментальные модусы человека приводят к патологическим нарушениям в его теле[321]. Так, итальянский психолог Антонио Менегетти считает, что различные формы проявления болезни могут иметь различный ментальный смысл для индивида: 1) манифестировать стремление к лидерству; 2) выполнять функцию экзистенциальной защиты от окружающих; 3) устанавливать нарушенное воспитанием и другими причинами душевное равновесие; 4) служить своеобразным языком общения с другими людьми; 5) свидетельствовать о попустительстве субъекта[322].
Каждый человек конструирует свой собственный мир, собственное тело, свою этику и эстетику, события своей жизни исключительно в координатах персональных доминирующих психологических комплексов, имеющих для него онтологический смысл. Важно направлять избыточную психическую энергию в область здравосозидания и творчества жизни.
Валеологическая модель подчеркивает важность совершенствования и использования человеком как традиционных, так и нетрадиционных технологий сохранения и развития индивидуального здоровья, роль здравосозидающих составляющих образа жизни. «Валеологический поворот» в медицине фундирован идеями необходимости активной заботы каждого человека о своем здоровье как о собственном благе, заботы не только о теле, но и о душе[323], [324]. Еще в древности стоики отмечали сходство медицины тела и терапии души, в центре которых общее понятие — pathos, термин, равно приложимый и к обозначению страсти, и к физиологическому нарушению, а также к непроизвольным движениям души и расстройству здоровья. В обоих случаях эти состояния характеризуются пассивностью, которая в теле принимает форму заболевания, нарушающего равновесие жидкостей — гуморов, или качеств, а в душе — форму движения, способного увлечь ее вопреки ее благим намерениям.
Биоэтическая модель, на наш взгляд, выполняет интегративные функции по отношению к вышеприведенным моделям. Она основана на представлении о здоровье человека как автономии и благополучии, в достижении которых пациент играет ключевую роль. Механизмом их достижения выступают биоэтические принципы: уважения автономии и достоинства личности, целостности, благодеяния, «не навреди», уязвимости, справедливости, ответственности и т.д. Она также предполагает информирование врачом пациента, ибо необходимая информация о здоровье или течении болезни может стать стимулом для борьбы с вредными привычками и положить начало здоровому образу жизни.
Благодаря биоэтике как социальному институту возникает перспектива и возможность «управления» индивидуальным и общественным сознанием и здоровьем не только при помощи превентивных оздоровительных технологий и культивирования духовных, креативных планов личности, но и путем формирования профессиональной кодексовой культуры и этической экспертизы научных проектов и медицинской практики.
Кризис этики Гиппократа
История врачебной этики насчитывает около трех тысячелетий, однако для европейской медицины непреходящее значение имела и имеет этика древнегреческого врача-философа Гиппократа[325]. Ее основные идеи изложены в «Корпусе» — собрании его сочинений[326]. Благодаря таким качествам как гуманность, человеколюбие и милосердие, этика Гиппократа получает признание медицинских сообществ многих стран и становится неотъемлемой частью медицинского образования и практики (Этика Персиваля, 1703; Кодекс Американской медицинской ассоциации, 1847; Женевская декларация, 1948; Присяга врача Советского Союза, 1971 и др.). Сотни лет идеи «Корпуса» рассматриваются как вершина профессиональной этики, а этические принципы «Клятвы Гиппократа» — как идеалы, к которым необходимо стремиться всем врачам и медицинским работникам.
Становление медицинской практики в странах Западной Европы и Америке (наряду с влиянием учения Гиппократа) происходит под воздействием идей эпохи «шотландского Просвещения», философов XVIII-ХIХ веков Дж. Локка, Д. Юма, Дж. С. Милля, британских эмпириков Т. Гоббса, Дж. Беркли, Г. Сиджвика. Так, широкое распространение в Англии и Америке получает медицинская этика Персиваля[327], основанная на нормах и правилах поведения «английского джентльмена» и признающая наличие особых преимуществ («терапевтических привилегий») у врачей, позволяющих им самостоятельно принимать медицински значимые решения absente aegroto [328]. Первый Кодекс этики Американской медицинской ассоциации был кратким изложением идей Персиваля.
В начале 70-х годов ХХ столетия многие положения этики Гиппократа и Персиваля становятся центром философских, богословских, юридическо-правовых споров. В условиях секуляризации и эмансипации современного общества, приоритета ценностей свободы и прав личности, признания равенства всех людей, необходимости обеспечения социальной справедливости и доступа к жизненно важной информации, эти этические системы начинают сдавать свои позиции. Все чаще отмечается, что традиционная медицинская этика не соответствует тем требованиям, которые предъявляют к ней новые стандарты оказания медицинской помощи и проведения биомедицинских исследований, принципы доказательной медицины, новейшие биомедицинские технологии.
Появляются работы, подвергающие критическому анализу этику Гиппократа с точки зрения ее соответствия демократическим преобразованиям в обществе. Так, Роберт Витч, проанализировав содержание «Корпуса» и «Клятвы Гиппократа», приводит ряд положений, ограничивающих ее применение в современных условиях: 1) религиозный характер; 2) патернализм; 3) корпоративность, запрет на передачу медицинской информации неспециалисту (непрофессионалу); 4) отсутствие представлений о правах и автономии пациента; 5) превалирование интересов врача над интересами пациента[329].
Гиппократовская этика обнаруживает глубокую связь с религией, заставляя усомниться в светском характере греческой медицины. Несмотря на то, что врачевание основано на рациональных представлениях о закономерностях проявлений тех или иных болезней, оно в то же время проникнуто смирением и пониманием ограниченности знаний врача: «…Медицина расположена почтительно относиться к богам. Врачи склоняются перед богами, ибо в медицине нет чрезвычайного могущества»[330]. Религиозность греческих врачей нашла свое отражение в запрете действий, угрожающих жизни человека (ее зарождению и окончанию), а также в принципе невмешательства в дела пациента в безнадежных, с точки зрения медицины, случаях[331]. Однако современные медики, дающие клятву Гиппократа, обязаны выполнять свой профессиональный долг в соответствии с существующими в данной стране законами и практикой, а не догматами той или иной религии, даже в том случае, если они являются людьми религиозными.
Другой вектор критики — это ярко выраженный патерналистический[332] характер этики греческой медицины: «Я направляю режим больных им на пользу, сообразно моим силам и разумению, воздерживаясь от причинения какого-либо вреда или несправедливости»[333]. Врач выступает в качестве «отца», наставника, он один знает, как и чем лечить больного. А «идеальный пациент» — лишь пассивный участник процесса, беспрекословно следующий советам врача. Отечески-покровительственное поведение врача рассматривается как эталон врачебной морали: «Всё… должно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях, приказывая с веселым и ясным взором то, что следует делать, и отвращая больного от его пожеланий с настойчивостью и строгостью… и не сообщая больным того, что наступит или наступило, ибо многие больные по этой именно причине… доведены были до крайнего состояния»[334].
Врачебный патернализм на практике означает, что врач «лучше» знает и решает, что для больного полезно, а что вредно, и стремится действовать «на пользу» больного, иногда даже вопреки воле и желаниям последнего. Такое «благо» основано, прежде всего, на представлениях о здоровье и болезни как исключительно врачебном знании, возникающем в процессе медицинской деятельности. Однако, практика показала, что врачи могут жертвовать благом пациента ради собственных, эгоистических, интересов, а цели их общения с больными могут быть не только «терапевтическими», но и научными, экономическими, коммерческими. В свою очередь, пациент тоже не всегда является «послушным ребенком». Он часто потакает своим вредным привычкам — малоподвижному образу жизни, табакокурению, употреблению алкоголя, — тем самым, нарушая медицинские предписания.
Сегодняшний пациент принципиально отличается от пациента времен Гиппократа. Чаще всего это достаточно образованный человек, знающий о своем заболевании порой даже больше, чем лечащий его врач. Социологический опрос подтвердил, что пациенты в наше время все чаще стремятся играть не пассивную, а активную роль, настроены критически по отношению к официальной медицине и советам врача, готовы использовать нетрадиционные, альтернативные методы лечения[335]. Компьютерные технологии предоставляют пациенту возможность доступа к источникам информации о достижениях медицины, новинках и открытиях в области лекарственной терапии, диагностики, фармакологии.
Этика Гиппократа защищает корпоративные интересы врачей, сохраняет в неприкосновенности status quo медицинского сообщества как наделенного высокими полномочиями, властью над человеческими жизнями. Нормы и традиции медицинской этики долгое время определялись сообществом экспертов от медицины, а любое нарушение этих норм расценивалось как «внутреннее дело» самих врачей и их объединений. Такая закрытость медицинской профессии, ее претензии на «избранность» нашли свое отражение в Клятве: «…Наставления, устные уроки и все прочее в учении сообщать моим сыновьям, сыновьям моего учителя и ученикам, связанным обязательством и принесшим клятву по закону врачебному, но никому другому»[336]. Столетиями в общественном сознании культивировался образ врачевания как сакрального действия, таинства, а объединения врачей считались «элитарными обществами», куда непосвященным вход закрыт. До тех пор пока в начале ХХ века этот имидж не был «подпорчен» публикациями, вскрывающими многочисленные факты злоупотреблений врачей-исследователей и нанесения ущерба здоровью своих пациентов «во имя науки».
Закрытый характер функционирования медицинских «корпораций» подвергается острой критике с точки зрения демократичности процедур и прозрачности деятельности. Так например, кодекс Американской медицинской ассоциации содержит принцип недопущения врачом «милосердного убийства»[337]. Является ли это требование обязательным для всех врачей или только для членов этой ассоциации? Кто должен создавать и контролировать соблюдение Кодекса медицинской этики, который, как правило, включает также и деонтологические нормы поведения пациента: врачебная ассоциация, социум, общественные организации, защищающее права пациента, или государственные органы? Является ли прерогативой только профессиональных медицинских сообществ формирование этических норм для пациентов, немедиков, представителей других профессий, вовлеченных в медицинскую сферу?
Современная медицина, в отличие от искусства врачевания прошлого, обладает огромным арсеналом средств и методов, неосторожное применение которых может нанести серьезный ущерб здоровью и благополучию пациента. Этот факт позволил российскомуклиницисту Е.М. Тарееву констатировать: «Старое правило prima non nocere отступает перед требованием современного принципа хорошо рассчитанного риска»[338]. Это замечание особенно актуально в клинических испытаниях лекарственных препаратов, когда, в принципе, речь не может идти о предотвращении вреда, а лишь о его минимизации. Однако некоторые ученые, например А.Я. Иванюшкин, не соглашаются с этой точкой зрения, утверждая, что по мере возрастания инвазивности и «агрессивности» медицинских технологий актуальность принципа «не навреди» также будет возрастать[339].
Однако следует добавить, что для регуляции сложных социальных отношений, возникающих вследствие прогресса науки и технологий, двух гиппократовских императивов — «прежде всего не навреди» и «поступай на пользу пациента» сегодня недостаточно. Каким образом, например, эти принципы могут регулировать отношения, возникающие между обществом, врачами, юристами, генетическими родителями и суррогатной матерью[340] в результате использования технологии оплодотворения in vitro? Как рассматривать действие принципа «не навреди» по отношению к младенцу, которого сразу после рождения забирают (на вполне законных основаниях) у его суррогатной матери? Поступая «на пользу» пациентов — пары, прибегающей к технологии искусственного оплодотворения, имеют ли врачи и общество моральное право отказывать суррогатной матери в естественных материнских чувствах и потребности заботиться о выношенном и рожденном ею ребенке? Другой пример — отношения между медицинскими работниками и пациентами, возникающие при трансплантации органов и тканей. Достаточно ли у врачей оснований утверждать, что они «не вредят», забирая органы и ткани у добровольца-донора (например, почку) для спасения нуждающихся в них пациентов?
В СССР медицинская этика отождествлялась с деонтологией [341]. Сближение этих двух понятий происходит в 1946 году в книге «Вопросы хирургической деонтологии» с легкой руки ее автора, ученого-хирурга, основоположника советской онкологии, академика Н.Н. Петрова. До выхода этой книги в СССР практически отсутствовали специальные руководства или учебные пособия по вопросам профессиональной медицинской этики. Вакуум в этой области заполнялся брошюрами типа «Что должен знать врач-стахановец» Е. Барнштейна[342], где в качестве главной рекомендации предлагалось «выбросить на помойку пресловутую врачебную этику», а в основу деятельности советского врача поставить критику и самокритику[343].
Медицинская деонтология в СССР, будучи глубоко патерналистической, имела много общего с этикой и деонтологией европейских медицинских сообществ. В то же время, она принципиально отличалась от медицинской этики, существовавшей в то время за рубежом, так как имела черты коллективистской этики и ставила интересы общества и государства превыше интересов личности. Основной принцип медицинской деонтологии состоял в сознательном подчиненииличных интересов врачей и пациентов нуждам общества. Ее принципы (как и нормы этики) рассматривались, по аналогии с экономическими и социально-политическими категориями, как продукты определенной исторической эпохи и общественных отношений. В силу своей коллективистской сути медицинская этика в Советском союзе большое внимание уделяла профилактике заболеваний среди населения (физической культуре, вакцинации населения, гигиене рабочих помещений и др.), что выгодно отличало ее от западных аналогов, основанных на ценностях индивидуализма. Кроме того, советская медицинская деонтология, в отличие от «западной», в виду отсутствия частной медицины, была направлена на регуляцию отношений между профессионалами и клиентами медицинской помощи, возникающими исключительно в государственном секторе здравоохранения.
Принципы медицинской этики в СССР базировались на ряде постулатов: общественные ценности имеют приоритет над индивидуальными; интересы общества выражают государственные органы (больницы, поликлиники, министерства); управление медицинскими учреждениями, оказание медицинской помощи, распределение медицинских ресурсов носит командно-административный характер; пациент не имеет права быть хозяином своей жизни, своего тела и не имеет права решающего голоса в вопросах, касающихся своего здоровья и жизни; пациент жестко прикреплен к своей социальной группе, получающей ограниченный объем медицинских услуг, у него нет права выбора врача, поликлиники или больницы; ответственность за врачебные ошибки возлагается на администрацию медицинского учреждения; медицинские учреждения закрытого типа могут использоваться государственными органами для изоляции и наказания «непослушных» граждан, политических оппонентов, неугодных властям лиц.
Вопрос о том, кому и как служит медицина, как правило, не возникал[344]. Она служила «народу», однако государственные органы здравоохранения, «защищая права советских граждан» на бесплатное и доступное каждому медицинское обслуживание, на практике мало интересовались мнением самих граждан по вопросу его качества и доступности. «Идеальный пациент» советской эпохи — это «послушный винтик» в государственной системе оказания медицинских услуг, функционирующей по своим собственным законам.
Как уже было сказано, содержание профессиональной этики во многом определялось корпоративными традициями медицинского сообщества, поэтому медицинский патернализм отвечал и требованиям «государственного социализма», и советским реалиям. Медицинская корпорация «свято» хранила свои тайны от пациентов, нарушая этот принцип исключительно в «государственных интересах». Государство, в свою очередь, патронировало медицину, оберегая медиков от «назойливых» и «недовольных» медицинскими услугами пациентов и рассматривая ее как одно из своих «успешных предприятий» по воспитанию граждан в духе «коллективизма».
Выполнение советскими врачами требований этики Гиппократа носило скорее формальный характер. При изучении медицинской этики и деонтологии, наряду с этикой Гиппократа и ценностями коллективизма, большое внимание уделялось аристотелевской этике добродетелей и этикету — воспитанию у медиков таких качеств как эмпатия и милосердие, а также аккуратности и опрятности, вежливости и доброжелательности по отношению к пациентам. В целом советская медицинская деонтология представляла собой соединение отдельных фрагментов этики Гиппократа, этики добродетелей и утилитаристской этики коллективизма. Многие из гиппократовских императивов: «не навреди», врачебной тайны, недопустимости участия врача в выполнении абортов не являлись табу для советских врачей (вместе с тем, искренне веривших в то, что они последовательно продолжают традиции, заложенные знаменитым древнегреческим врачом-философом[345]).
Так, под соблюдением врачебной тайны понималось «неразглашение сведений о больном, если это не может принести вред государству и обществу…»[346]. Принцип «неразглашения врачебной тайны» регулярно нарушался врачами в интересах общества, партийных органов, органов госбезопасности. А Советская республика стала первой европейской страной, узаконившей аборты в 1920 году. Ответственность за врачебные ошибки, халатность, непрофессионализм персонала возлагалась на администрацию медицинского учреждения. Врачи не выступали в качестве субъектов морали, а ответственность за здоровье и жизнь больного носила «коллегиальный» и анонимный характер. Все это не способствовало моральной рефлексии и осознанию врачами личной ответственности за происходящее в лечебных учреждениях. Эта ситуация стала меняться только в 90-х годах ХХ века.
Cоветские врачи, как и другие граждане СССР, не могли открыто выступать против существующей политической системы, а их возможности изучать и анализировать западные модели медицинской этики были ограниченными. В условиях исключительно государственной «собственности» на медицинские средства производства и технологии руководители медицинских учреждений не были заинтересованы в изучении новейших западных моделей частной и страховой медицины, исследовании вопросов медицинского менеджмента и бизнеса, изучении экономических подходов к оценке соотношения пользы и вреда, соотношения эффективности и качества медицинских услуг.
современная медицинская этика
Биоэтические идеи начинают проникать в теорию и практику медицины одновременно с развенчанием ее главного мифа о том, что моральные ценности в виде научных установок и добродетелей врача «внутренне» присущи самой медицинской практике и поэтому не требуют оценки и контроля «извне». Глобальная биоэтика призывает пересмотреть содержание патерналистической природы взаимоотношений медицины и современного общества, не только с точки зрения ценности «автономии и достоинства» личности, наделенной правами, но и с точки зрения непреходящей ценности остального живого и «неживого» мира.
Биоэтическая модель здоровья основывается на том, что здоровье — это феномен, не связанный исключительно с медициной и медицинскими учреждениями. В значительной степени здоровье является результатом ответственности личности за планы своего бытия, реализацию собственных жизненных стратегий, принципов и ценностей. Воспитание души, формирование и образование себя, забота о себе — категории одного порядка. Они часто рассматриваются по аналогии с правовой моделью владения: «человек принадлежит себе», он «свой собственный», он свободен, волен распоряжаться самим собой, имеет в своем лице ничем не ограниченную власть[347]. Эта модель воплощает представление о жизни человека как гармонии его телесных, физических, психических, моральных, духовных и социальных измерений. Владеть стабильным здоровьем означает приводить наши ментальные модусы, стиль социального и морального поведения в соответствие с требованиями природы, глубинными правилами существования, фундаментальными принципами Жизни. Здесь связывается воедино цель достижения здоровья, утверждение ценностей гражданского общества и защита прав пациента, клиента услуг системы здравоохранения.
Эта модель, центрированная понятием жизни, рассматривает здоровье и болезнь как естественные феномены. Они — это тот язык, при помощи которого Бытие с нами «говорит». Для того, чтобы его понимать, необходимо создавать основания, связи и структуры, этические инварианты, организующие нашу жизнь и общение с Другими (людьми, животными, окружающим природным миром).
Биоэтическая модель основана на представленияхо медицине, как деятельности, структурированной биоэтическими принципами и правилами:уважения автономии личности, уважения достоинства личности, «не навреди», «делай благо», справедливости, уязвимости, целостности, конфиденциальности, правдивости и др. Здоровье здесь выступает как интегральная категория для различных состояний человека, а предболезнь и болезнь — как частные случаи здоровья[348].
Индивидуальная составляющая здоровья в наше время выходит на первый план, так как «благо» для каждого индивидуально; оно во многом зависит от экзистенциальных констант, от системы индивидуальных и социальных ценностей. Неудача или несостоятельность личности в ее стремлении «трансцендировать», осмысливать и изменять происходящее с точки зрения высших идеалов и ценностей, на физиологическом уровне часто проявляется срывом адаптационных возможностей и болезнью, а на социальном уровне — неумением или невозможностью отстаивать свое здоровье и благополучие.
В процессе дифференциации медицины, оснащения ее новой техникой и технологиями, патерналистическая модель взаимоотношений «врач-пациент» трансформируется в модель «врач-пациент-информационная система (компьютер)», «абонент-координатор-консультант», «врач-технический персонал»[349]. Новейшие грид-технологии[350] открывают принципиально новые возможности оптимизации медицинской помощи в хирургии, терапии, травматологии. Достоинства информационной, электронной медицины и телемедицины состоят в том, что пациент, не выходя из дома, может быстро и легко связаться с врачом или пройти медицинское телеконсультирование[351]; не спеша проанализировать дневник (архив) общения с врачом и т.д. Грид-медицина позволяет уйти от бумажной к цифровой истории болезни к ее электронной версии, которая может «перемещаться» из одной клиники в другую — туда, где будет в данный момент находиться пациент[352].
Компьютеризация медицины способствует стандартизации медицинских услуг и приближает ее к идеалу доказательной медицины, основанной на систематических научных исследованиях.Доказательная медицина ознаменовала своим появлением процесс Интеграции науки, клинической экспертизы, блага и ценностей пациентов. Стимулируя рост требований к медицине и здравоохранению доказательная медицина становится «дорожной картой» клинической практики и базовой составляющей клинического мышления и этики. Вместе с тем, доказательная медицина имеет и ряд недостатков, препятствующих ее интеграции в широкую клиническую практику. Она фокусируется на отдельных, «избранных» областях медицины; изучение заболеваний, не входящих в эти области, зачастую, оказывается вне ее интересов. Доказательная медицина способствует повышению стоимости услуг здравоохранения, так как рекомендует новые и, следовательно, дорогостоящие средства лечения, для которых получены «лучшие доказательства» их эффективности[353].
Нам представляется, что биоэтическая парадигма в своем «неконсервативном» виде, преодолевая ограничения либерализма, может служить основанием дальнейшей модернизации медицинской теории и этики, практики здравоохранения. В процессе ее формирования можно выделить несколько этапов.
В 60-70-х годах ХХ века широкое распространение в медицине получает биомедицинская этика [354]. Этот этап характеризуется теоретико-методологической разработкой принципа уважения автономии личности и правила информированного согласия пациента (субъекта исследования).
В целом биомедицинской этике присущи те же черты, что и знанию эпохи постмодерна в целом: отсутствие каноничности и догматичности, сознательный эклектизм, нарративность, желание сблизиться с традицией, социальная прагматика. Знание здесь трактуется не как передача информации, а как обучение процедурам, способствующим сочленению междисциплинарных полей, ревностно изолируемых традиционной организацией знаний.
Особенностью этого периода развития медицинской этики становится сосуществование множества разнообразных моделей совместной деятельности врача и пациента: технической, контрактной, коллегиальной, диалогической. Возникающие модели объединяет то, что все они являются следствием свободного и информированного выбора не только врача, но и пациента и (в большей степени, чем патернализм) способствуют достижению благополучия последнего.
Как правило, человек выстраивает свое бытие «не в одномерном, а в многовариантном мире», поэтому он всегда стоит перед выбором[355]. Если этому выбору предшествуют условия его свободы и информирования, то многовариантный мир возможен, как возможны (и оправданы) различные модели отношений «врач-пациент», позволяющие обеим сторонам, используя свои творческие способности, развивать в себе подлинную индивидуальность и проявлять подлинную человечность.
Вместе с тем, триумф принципа уважения автономии личности оказался временным. Как этика Гиппократа, так и возведенный в абсолют индивидуализм, в конечном счете, игнорировали обязательства медицины как социального института перед третьей стороной — обществом. Так, по мнению «отца прав пациента» Джорджа Аннаса[356], главными недостатками американской прагматической биоэтики[357] стало отсутствие у нее глобального измерения и недостаточное внимание, уделяемое вопросам улучшения общественного здоровья [358].
Втрой этап (конец ХХ века) характеризуется «эпидемиологическим сдвигом»[359] — пересмотром концепций и системы охраны общественного и индивидуального здоровья с целью расширения ее функций и включения в нее различных немедицинских социальных служб и институтов. Приходит понимание того, что охрана здоровья должна включать в себя не только диагностирование и лечение острых заболеваний, но и социальную помощь лицам с хроническими и тяжелыми заболеваниями, с ограниченными возможностями и др. В отдельных странах (Канада, США) пересматриваются цели и задачи системы здравоохранения в пользу объединения ее секторов с социальными службами и создания единой системы обслуживания населения[360].
Длительное время дебаты вокруг реформы системы здравоохранения в различных странах происходили по сходному сценарию и сосредоточивались в основном на вопросах доступа населения к медицинским услугам, их рациональной организации и поиске источников финансирования. Меньше внимания уделялось тому, как существенным образом сократить потребность населения в медицинских услугах. Однако еще в 1952 году Комитет экспертов ВОЗ по организации охраны общественного здоровья заявил, что под «охраной общественного здоровья» следует понимать: науку и искусство предотвращения болезней, продолжения жизни и обеспечения умственного и физического здоровья и эффективной деятельности людей при помощи общественных усилий. Эти усилия должны быть направленына оздоровление окружающей среды, борьбу с инфекциями, обучение людей личной гигиене, организацию врачебной и медицинской помощи для ранней диагностики и профилактики заболеваний, а также обеспечение каждому члену общества права на здоровую и продолжительную жизнь. Таким образом, был провозглашен приоритет превентивных, профилактических, упреждающих, информационных мер и мероприятий над инвазивными и терапевтическими, а также признана ключевая роль общества в решении вопросов охраны индивидуального здоровья.
Следует отметить в этой связи, что характерной особенностью украинского и российского «пациента» является стремление к самолечению, использованию нетрадиционных методов, вера в так называемую «народную медицину», начиная от применения лекарственных трав, и заканчивая заговорами и практиками экстрасенсорного воздействия. Причинами данного явления выступают: 1) недостаточность государственного обеспечения населения лекарственными средствами и медицинскими услугами; 2) массовый безрецептурный отпуск лекарств; 3) низкий уровень качества консультирования при первом контакте с врачом (в условиях сверхзагруженности врачей пациентами); 4) менталитет пациента, в соответствии с которым в качестве серьезной угрозы здоровью рассматриваются только острые инфекционные и травматические заболевания[361].
Воплощение биоэтических принципов в этих условиях возможно лишь при участии самых широких слоев общественности, начиная от рядового пациента-клиента услуг и заканчивая разнообразными немедицинскими социальными группами, учреждениями и институтами, имеющими непосредственное отношение к пропаганде и поддержанию здорового образа жизни отдельных людей и социальных групп. Это могут быть социальные работники, представители профсоюзов, экспертных комиссий, фармацевты (в наше время, часто «подменяющие» участкового терапевта), журналисты, средства массовой информации, несущие немалую долю ответственности за результаты рекламы лекарственных препаратов, устройств и услуг.
Третий, завершающий этап формирования биоэтической парадигмы (начало ХХI века) связан с тем, что медицина становится все более холистической и комплементарной, социально направленной и организационной. Большую роль в ней начинают играть аспекты медицинского менеджмента, основанного на уважении прав клиента, удовлетворении его разнообразных потребностей. Пересматривается смысл и содержание социальной роли пациента, который начинает рассматриваться как часть экспертной системы наряду с другими ее элементами: медицинскими работниками, членами этических комитетов, спонсорами и центрами медицинских исследований, юристами-представителями медицинского права.
На наш взгляд, целью третьего этапа должна стать всесторонняя трансформация содержания профессиональной медицинской этики на основании принципов солидарности клиента и системы здравоохранения, взаимной ответственности личности и общества, гармонического сосуществования человечества и живой природы. Ее целью должно стать объединение в единую концепцию новейших моделей и принципов взаимоотношений индивида с учреждениями здравоохранения, социальными службами, своей внутренней и окружающей природой.
Одна из ключевых идей глобальной биоэтики — реформирование медицинской сферы с целью создания надежной системы охраны общественного здоровья в глобальном масштабе. В этом подходе находят свое воплощение поттеровская идея объединения медицинской и экологической этики, медицинских и биологических фактов с общечеловеческими ценностями. В фарватере данного подхода возникает такое понятие как экологическое общественное здоровье — наука и искусство предупреждения болезней, продления жизни, поддержания физического и духовного здоровья индивида при помощи проведения санитарно-эпидемиологических и других эффективных мер по сохранению окружающей среды, развитию социальных реформ и механизмов, которые бы гарантировали каждому члену общества необходимый уровень жизни для поддержания собственного здоровья[362].
Еще в 80-х годах ХХ века была показана взаимосвязь между моральными ценностями, уровнем этической культуры медперсонала и качеством предоставляемых им медицинских услуг. Эти исследования послужили толчком для общественных инициатив по предоставлению медицинских услуг, учитывающих ценности того или иного контингента больных, соответствующего подбора персоналиа и организации работы учреждений [363]. В результате были созданы зеленые (основанные на экологических ценностях) клиники, дружественные к молодежи центры, христианские центры медицинской помощи и поликлиники для феминистически ориентированных женщин. В некоторых городах Украины уже имеются такие клиники.
Такой «подбор партнеров», конечно же, не решает всех проблем, возникающих на стыке ценностей пациента и медицинского персонала, но, вместе с тем, он помогает структурировать их взаимоотношения, позволяет создавать комфортную для пациента ситуацию, в которой последний может чувствовать себя более компетентным и знающим, более свободным и активным в общении с медперсоналом. Все это свидетельствует о жизненности идеалов глобальной биоэтики и понимании обществом важности этической и ценностной сферы в формировании медико-социальной инфраструктуры и сохранении и развитии индивидуального и общественного здоровья. Реальным воплощение