Пояснительная записка. Охрана и развитие зрения слабовидящих и частичнозрячих дошкольников – одна из важнейших целей, стоящих прежде всего перед тифлопедагогом

Охрана и развитие зрения слабовидящих и частичнозрячих дошкольников – одна из важнейших целей, стоящих прежде всего перед тифлопедагогом, а также перед воспитателями, родителями ребенка с нарушениями зрения. Она достигается проведением широкого комплекса взаимодействующих между собой лечебно-гигиенических и психолого-педагогических мероприятий, которые решают следующие задачи:

- формирование положительной мотивации к использованию зрения в пределах допустимых для него нагрузок;

- доразвитие и коррекция зрительных функций;

- компенсаторное развитие зрительного восприятия за счет формирование навыков зрительной сноровки;

- формирование умений зрительного восприятия, максимально взаимодействующего с восприятием других анализаторных систем;

- формирование способов перцептивной деятельности, основанных на возможностях компенсации зрительной недостаточности с помощью памяти, речи, мышления;

- формирование умений и навыков соблюдения необходимого режима для охраны зрения;

- обучение использованию специальных средств оптической коррекции зрения (лупы, монокли, бинокли и пр.) с учетом рекомендаций офтальмолога и в зависимости от условий зрительной работы;

- информационно-просветительская и консультативная с воспитателями, родителями работа по вопросам охраны и развития зрения частичнозрячих и слабовидящих дошкольников.

Коррекционно-развивающая работа по охране и развитию зрения требует формирования мотивации ребенка к рациональному использованию нарушенного зрения в различных видах деятельности, ибо только в условиях осознанной активности мобилизуется функциональное состояние центральной нервной системы и таких систем мозга, которые ответственны за формирование и опознание зрительных образов.

Недоразвитие функций зрительной системы у частичнозрячих и слабовидящих детей в ряде случаев обуславливается ограниченностью включения их зрения в активное практическое взаимодействие со средой. В связи с этим данная программа предусматривает создание условий к формированию визуальных перцептивных действий, овладение которыми активизирует деятельность зрительной системы ребенка.

Содержание данной программы учитывает то, что развитие зрительного восприятия и компенсация его нарушений возможны только тогда, когда у ребенка формируются определенные качества внимания (концентрация, устойчивость, переключение, распределение и объем) и когда он усваивает перцептивно-когнитивные действия, необходимые для зрительного восприятия. Зрительное восприятие – это многоуровневый системный процесс, в который включены такие мыслительные операции, как анализ-синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, обеспечивающие активную обработку визуальной информации, включая ее осмысление и запоминание.

Программа предусматривает и то, что системное развитие зрительного восприятия ребенка осуществляется в тесной связи с формированием его речи и вербального мышления. В связи с этим непосредственное восприятие объекта или его модели должно сопровождаться их называнием и описанием. Это способствует закреплению за словом определенного образного содержания, обуславливает единство чувственного и рационального в образе, позволяет предупредить формализм мышления и речи ребенка с нарушениями зрения. Таким образом, с одной стороны, системное развитие зрительного восприятия очень важно для формирования функций речи, с другой стороны, целенаправленное речевое регулирование восприятия имеет значение для компенсации нарушений в перцептивной деятельности ребенка из-за тяжелой патологии зрительной системы.

Развитие зрения детей, имеющих тяжелые патологические изменения зрительной анализаторной системы, являясь самостоятельным направлением коррекционно-педагогической работы, вместе с тем непосредственно связано с их воспитанием и обучением, осуществляемым по общеобразовательным программам («Развитие речи», «Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с окружающим миром», «Изобразительное искусство», «Физическое воспитание» «Трудовое обучение», «Игра») и коррекционно-развивающей работой, проводимой на специальных коррекционных занятиях по следующим программам: «Коррекция умственного развития», «Коррекция социально-эмоционального развития», «Коррекция речевого развития», «Развитие осязания и мелкой моторики рук», «Ориентирование и мобильность», «Адаптивная физкультура», «Ритмика».

Данная программа построена с учетом необходимости раннего развивающе-коррекционного воздействия на нарушенное зрение ребенка с целью предупреждения вторичных отклонений в его психическом развитии.

Программа предполагает 6 этапов обучения, которые выделяются с учетом возрастных особенностей развития зрительных ощущений и зрительного восприятия детей дошкольного возраста. Но вместе с тем принимается во внимание и то, на развитие зрения ребенка оказывает влияние патология данной анализаторной системы. В связи с этим становление и развитие зрительных ощущений и восприятия не всегда соответствует возрастной норме, отличаясь более медленной динамикой количественных и качественных достижений, а потому хронологический возраст ребенка и психологический возраст, определяемый в данном случае уровнем сформированности зрительных функций и восприятия, не всегда совпадают. Следовательно, данную коррекционно-педагогическую работу следует осуществлять поэтапно с учетом уровня развития зрительного восприятия ребенка, принимая во внимание его потенциальные возможности к компенсации психических функций в силу пластичности и адаптивности центральной нервной системы в дошкольном возрасте. В содержании работы на каждом этапе учитывается то, что развитие зрения в структуре перцептивной деятельности определяется развитием всех психических функций ребенка (памяти, мышления, речи, воображения), развитием его эмоционально-волевой и личностной сфер, а также уровнем физического развития.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: