III этап

Учить правильно понимать слова «форма», «величина», «цвет». Развивать внимание к свойствам объектов и разнообразию их проявлений. Формировать зрительные представления о сенсорных эталонах и способах их использования: учить использовать сенсорные эталоны как «единицы измерения» при оценке выраженности свойств предметов.

Учить различать и называть геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник и его разновидности). Учить обследовать и узнавать геометрические фигуры зрительно-осязательным способом (обведение контура фигуры пальцем, накладывание одной фигуры на другую), находить фигуру на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу, зрительно находить фигуру по осязательно воспринимаемому образцу. Учить выделять геометрические фигуры в предметах, сходных с ними по форме.

Формировать представления об отношениях предметов по величине (большой-маленький, больше-меньше). Учить определять пропорции: подбирать при помощи внешних ориентировочных действий, затем на глаз предметы, находящиеся между собой в таком же отношении по величине, как в образце (3-5 предметов); строить последовательный ряд (3-5 предметов) по величине протяженности (ширине, длине, высоте) в двух направлениях: по возрастанию и убыванию, замечать ошибки в равномерности нарастания (убывания), устанавливать соответствие между несколькими рядами предметов, упорядоченных по величине; обозначать словами, указывающими на место предмета по величине в ряду других («большой», «маленький», «самый большой», «самый маленький», «больше», «меньше»).

Учить группировать предметы по одному признаку (по форме или по величине, или по цвету).

Учить различать и называть 6 цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, а также белый, черный). Учить узнавать заданный цвет, локализовать его среди других, соотносить заданный цвет с цветом предметов окружающего пространства и их изображений. Учить фиксировать внимание на характерных цветовых признаках объекта, учитывать цвет предметов в процессе предметно-практической деятельности.

Учить определять основные признаки изображенного на рисунке предмета (форма, размер, цвет). Учить узнавать и называть изображенный на картине предмет. Учить рассматривать и анализировать изображения, устанавливать их сходство и различия при последовательном и одновременном показе двух картинок выбирать одну из двух по образцу («Дай такую же»); по словесной инструкции выбирать из двух картинок одну («Дай мне картинку, где нарисован мяч»);выбирать самостоятельно из трех картинок две одинаковые картинки, а затем из большого множества картинок (6-8). Формировать умение восстанавливать по образцу целостную структуру предметного изображения, разделенного на части.

Учить выделять рисунок на фоновой поверхности, определять его границы, ориентироваться на плоскости рисунка (верх, низ, центральная часть), целенаправленно искать предметное изображение на рисунке, воспринимать изображение на горизонтальной (на столе) и вертикальной (на подставке) плоскостях, а также на различном расстоянии. Формировать приемы выделения контура объекта путем совмещения силуэтного трафарета с соответствующим ему изображением, ручного прослеживания и обведения карандашом контура изображения, выделения заданного контура из зашумленного перцептивного поля (маскировочной сетки, наложения одного контурного изображения на другое и др.).

Развивать восприятие глубины пространства. Формировать навык зрительным способом с опорой на кинестезическую чувствительность оценивать расстояние от себя до двух удаленных объектов, постепенно увеличивая расстояние до них. Формировать понимание топологических отношений «далеко», «близко» на основе их визуальной оценки. Учить зрительным способом определять пространственные отношения объектов относительно собственного тела и обозначать их словами «слева», «справа», «спереди», «сзади».

По завершению III этапа ребенок устанавливает тождество предметов по форме, величине, цвету, выполняет инструкцию «Дай такую же куклу, машинку, мячик», подбирает парные картинки; использует «опредмечивание» признаков предметов (овал«как огурчик», красный (цвет)«как помидорчик» и т.п.).

Коррекционно-педагогическая поддержка процесса развития зрительного восприятия на IV этапе направлена:

- на формирование навыка зрительного обследования объектов и их словесного описания;

- на закрепление умения восприятия объектов на бисенсорной основе (зрительно-осязательной или осязательно-зрительной);

- на совершенствование умений зрительной дифференциации форм одного и того же вида, отличающихся отдельными свойствами и находящимися в определенных родо-видовых отношениях;

- формирование умения зрительного восприятия взаиморасположения объектов в пространстве;

- совершенствование умений определения цветовой гаммы объектов окружающего мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: