IV этап

Расширять представления о сенсорных эталонах формы. Учить зрительно узнавать овал и его разновидности, прямоугольник и его разновидности; различать овал и круг, прямоугольник и квадрат. Учить использованию зрительно-осязательного способа для узнавания объемных геометрических форм (шар, куб, «кирпичик»). Формировать умение зрительно соотносить шар, куб, кирпичик с формой натуральных объектов окружающего пространства, вводя в словарь ребенка словосочетание «как кирпичик», «как куб», «как шар».

Учить последовательному зрительному обследованию и словесному описанию формы предметов по схеме: 1) выделить общую форму предмета, его контур; 2) определить основные части предмета и назвать свойства их формы; 3) определить пространственное взаимоотношение основных частей предмета; 4) указать пространственное взаимоотношение его мелких деталей.

Учить создавать изображения предметов сложной формы по наглядному образцу; по мнемическому образцу (по представлению), постепенно увеличивая период времени между непосредственным восприятием объекта и его воспроизведением; по словесной инструкции; по замыслу. Учить способу зрительного анализа формы предметов, конфигурация которых включает 3-4 неоднородные простые формы или 2-3 однородные; учить конструировать сложные формы, конфигурация которых состоит из нескольких однородных или неоднородных простых фигур.

Развивать способность к зрительной дифференциации предметов по величине: зрительным способом обследования объектов выбирать из 2-3-х предметов больший, меньший; из 3-х – два одинаковых. Учить выделять зрительно-осязательным способом высоту, ширину, длину предметов и другие параметры величины, обозначать словами величину протяженности «ниже-выше», «уже-шире», «длинее-короче».

Развивать цветоразличение, расширять представления о сенсорных эталонах цвета. Учить выделять красный цвет из желто-оранжевых цветов, желтый – из зелено-синих, зеленый – из сине-желтых, синий – из красно-зеленых (с включением светлых и темных тонов основных цветов). Знакомить с предметами, для которых цвет – постоянный признак (овощи, фрукты, растения и др.). Развивать способность узнавать заданный цвет в объектах окружающего мира, изменяя условия их восприятия (увеличение расстояния до объектов, уменьшение их размеров, изменение освещения и др.). Развивать способность различать 3 цветовых оттенка, изменяя условия их предъявления.

Учить группировать предметы по двум признакам (цвету и форме, величине и форме, цвету и величине).

Учить правильно употреблять названия признаков предметов: форма, величина, цвет.

Формировать навыки восприятия сложных предметных изображений. Закреплять умение ориентироваться на плоскости картины (верх, низ, центральная часть); учить выделять левую часть картины, правую часть картины; выполнять зрительные действия при восприятии сложного изображения: обведение взором поверхности картины (сначала при слежении глазами за движением руки педагога, указки, затем самостоятельное ручное прослеживание контура изображения, в последующем движения руки упраздняются), последовательное выделение ее элементов, повторное целостное обведение взором отдельных сложных и наиболее информативных компонентов, детальное рассматривание изображенного на всех композиционных планах картины.

Знакомить с реалистичными изображениями животных после наблюдения за ними в жизни, начиная от «близких» (кошка, собака) к более «дальним» (корова, лошадь и т.д.), переходя к лесным животным (лиса, волк, медведь, заяц и т.д.), затем к экзотическим животным (слон, обезьяна, черепаха и т.д.), сопровождая показом изображения их места обитания и рассказом об особенностях их жизнедеятельности.

Учить обращать внимание на отличительные признаки транспортных средств: знакомить с реалистичными изображениями городского транспорта (машина, автобус, троллейбус и т.д.), сопровождая рассказом на тему «На чем ездят люди?».

Учить опознавать неполное изображение и воссоздавать его до целого.

Формировать навык распознавания и осмысливания действия на картине. Учить воспринимать и воспроизводить разнообразные движения по подражанию, выполнять и называть движения по заданию, имитировать разнообразные движения на игрушках и специально изготовленных моделях. Формировать навык зрительно устанавливать связи между движением и предметом, на который направлено движение. Учить визуально воспринимать и воспроизводить действия с предметами по подражанию, выполнять конкретные действия с предметами по заданию, имитировать действия с предметами на игрушках и моделях, подбирать конкретные предметы из нескольких к заданному движению, подбирать движение и позу к действию с заданным предметом, узнавать и воспроизводить действия, графически изображенные на карточках.

Развивать зрительную способность точно оценивать расстояние до объектов.

Учить определять пространственное положение предметов относительно друг друга: в группе из 3-х предметов замечать изменение места их расположения. Формировать понимание топологических отношений окружающей среды: «слева», «справа», «между», «впереди», «сзади», «вместе», «рядом».

Воспитывать привычку бережного отношения к своему зрению: формировать навыки предупреждения и снятия зрительного утомления; совершенствовать навыки зрительной сноровки путем выполнения различных упражнений, направленных на развитие зрительных функций (фиксации взора, прослеживания, бинокулярного зрения).

По завершению IV этапа ребенок легко идентифицирует предметы по цвету и форме, начинает опираться на зрительное соотнесение. Самостоятельно еще не называя выделенных свойств, легко выполняет инструкцию «Дай красный кружок», «Покажи все квадратики». С помощью взрослого, подводя вместе с ним итог выполненной работы, дает словесное обозначение нужного свойства. Затрудняется в самостоятельном назывании формы, цвета предмета.

Коррекционно-педагогическая поддержка процесса развития зрительного восприятия на V этапе направлена:

- на совершенствование умений зрительной дифференциации объемных тел и плоскостных фигур;

- на совершенствование умения узнавания и называния форм, обладающих сходными свойствами и находящимися в определенных родо-видовых отношениях:

- на совершенствование умений зрительной дифференциации предметов по величине;

- на овладение способами наблюдения;

- на формирование способов анализа глубины пространства;

- на формирование готовности к восприятию сложных сюжетных изображений.

V этап

Учить зрительным способом различать объемные тела и плоскостные фигуры (шар-круг, куб-квадрат, кирпичик-прямоугольник), узнавать и называть трапецию, ромб, выделять их среди других четырехугольников. Узнавать и называть цилиндр, конус.

Развивать способность к зрительной дифференцировке предметов по величине: учить зрительно выстраивать сериоционные ряды по величине (от большого к маленькому и от маленького к большому) из 6-7 предметов; выбирать одинаковые по величине предметы из их множества (6-7 предметов). Формировать знания об объектах одного рода, отличающихся по величине (растения, животные, транспорт и т.д.). Учить при рассматривании объекта выделять его величину или величину его частей как опознавательный признак (например, животное и его детеныши). Учить способам зрительного восприятия величины протяженности: ширины-длины, длины-высоты натуральных объектов в большом пространстве.

Развивать глазомер, т.е. способность «на глаз» (без применения специального оборудования, приборов) определять пространственные свойства, пространственные отношения объектов. Развивать зрительную дифференцировку удаленности предметов, уменьшая и увеличивая расстояние между ними (в пределах 4-5 метров).

Учить рассматривать объект, его изображение по плану: форма (простая или сложная, если сложная – сначала выделить основные части и определить их пространственные отношения друг к другу, затем детально рассмотреть каждую выделенную часть, определить ее форму); величина (самого объекта относительно окружающих предметов и его частей относительно друг друга); окраска (одноцветный – разноцветный).

Развивать цветоразличение, расширять представление о сенсорных эталонах цвета. Учить узнавать и называть коричневый и голубой цвета; соотносить эталон каждого из этих цветов с цветностью окружающих предметов. Развивать способность различать коричневый – красный, коричневый – зеленый, коричневый – синий, коричневый – фиолетовый; голубой – синий, голубой – белый, выделять коричневый среди красно-сине-фиолетовых цветов, голубой – среди сине-фиолетовых, серо-белых цветов с включением светлых и темных тонов основных цветов. Развивать способность различать 5 оттенков одного цвета, изменяя условия их предъявления. Расширять знания об объектах, имеющих постоянный признак того или иного цвета (растения, птицы, животные) и об объектах, не имеющих постоянного признака цвета (объекты, окраску которых определяют люди).

Формировать навыки зрительного восприятия и понимания эмоциональных состояний, выраженных в позе, жестах персонажей картин. Дать знания об изменениях лица в процессе переживания различных эмоциональных состояний (радость, грусть, удивление, возмущение, страх и т.д.). Учить каждое состояние обозначать словом и характеризовать набором изменений в лице по сравнению со спокойным лицом (поднятые брови, рот круглый, губы опущены, брови нахмурены и т.д.). Учить распознавать и называть конкретные эмоциональные состояния (настроения) людей и животных, изображенных на отдельно подобранных карточках, объяснять различные причины конкретного настроения персонажа (мальчик плачет, наверное, у него отобрали игрушку; кошка сердится, потому что увидела собаку и т.д.); распознавать эмоциональные состояния персонажей, непосредственно включенных в смысловые ситуации (на картине изображены персонажи с конкретными эмоциями и причины, их вызвавшие), составлять рассказы по картинкам, обосновывая временные, пространственные и причинно-следственные связи в их сюжете. Учить прогнозировать события, поведение героев картин, предполагать конечный результат их действий.

Формировать нестереоскопические способы восприятия глубины пространства. Дать знания о нестереоскопических признаках глубины пространства и формировать умения использовать их для оценки пространственных отношений объектов: наложение или перекрытие контуров – один объект перекрыт другим, частично закрытый объект находится дальше; изменение видимых размеров предмета – знание размера объекта является хорошим признаком глубины; тень – отбрасываемая одним объектом тень на другой показывает, какой из них дальше, обнаруживая при этом положение источника или направление света; двигательный паралакс – изменение положения объекта и его внешнего вида, вызванное изменением пространственного положения наблюдателя; воздушная перспектива – изменение цвета, очертания и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаленности объекта от глаз наблюдателя вследствие увеличения воздушной прослойки между наблюдателем и объектом (чем объект дальше, тем окраска менее яркая); линейная перспектива – оптическое искажение форм предметов, их размеров и пропорций.

Воспитывать привычку бережного отношения к своему зрению. Формировать навыки предупреждения и снятия зрительного утомления. Учить использовать разнообразные оптические средства коррекции зрения, воспитывать привычку пользования ими в повседневной деятельности.

По завершению V этапа у ребенка сформировано представление об основных цветах, он называет их самостоятельно; может затрудняться в назывании промежуточных цветов и оттенков. Правильно называет объемные формы и плоскостные фигуры, но может затрудняться в назывании таких фигур, как квадрат и прямоугольник. Дифференцирует предметы по величине, словесно обозначает место предмета в зависимости от величины в ряду других. При выполнении заданий действует преимущественно на основе зрительного соотнесения. Знает нестерескопические признаки глубины пространства и использует их для оценки пространственных отношений. Владеет умениями предупреждения и снятия зрительного утомления.

Коррекционно-педагогическая поддержка процесса развития зрительного восприятия на VI этапе направлена:

– на формирование способности различать составные формы в предметах окружающего пространства;

– на совершенствование умения произвольного использования зрительных предметных представлений в различных видах деятельности;

– на формирование умения глазомерного определения различий предметов по величине;

– на совершенствование умения дифференциации геометрических форм, обладающих сходными свойствами и находящихся в определенных родо-видовых отношениях;

– на формирование способов самостоятельного восприятия сложных сюжетных картин и их анализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: