Овладения конфликтной ситуацией

Четверых этих людей объединяет ощущение того, что

они втянуты в повседневные конфликты. Все они скованы

боязнью выбора, недостатком информации, неопределенностью,

малой коммуникабельностью или другими преградами,

с которыми они не знают, что делать. В результате они

цепляются за существующее положение, несмотря на то, что

не удовлетворены им. И чем дольше длятся их конфликты,

тем меньше они способны продвинуться вперед к лучшей или

в большей степени удовлетворяющей их ситуации.

Такие конфликты могут быть легко преодолены. Ключ

состоит в том, чтобы взглянуть на конфликт, как на задачу,

которая должна быть решена: в первую очередь определить

причину конфликта, а затем — применить соответствующую

технику решения конфликтных проблем. Например, метод

творческой визуализации может быть использован для

анализа причин конфликта; метод мозгового штурма может

быть полезным при поиске альтернатив; метод автоматической

записи может быть использован для выяснения

собственных реакций на те или иные возможности; и метод

мысленного представления может помочь спросить самого

себя и получить от внутреннего голоса совет в отношении

выбора. Наконец, метод мысленного контроля или техника

волевого мышления может быть использована для выработки

достаточной внутренней мотивации или контроля

с целью реализации новых решений. Каждый человек

способен действовать решительно для преодоления конфликтов.

В то же время, он может прибегнуть к помощи

постороннего советчика или консультанта для оценивания

ситуации и поиска путей разрешения конфликта. Преимущество

постороннего человека состоит в том, что он не

участвует в конфликтной ситуации. Он не скован эмоциями,

которые могут быть препятствием на пути к разрешению

конфликта. Посторонний наблюдатель может бесстрастно

оценить динамику развития конфликтной ситуации и предложить

соответствующий способ решения проблемы, который

окажется действенным.

Разумеется, каждый участник конфликта может научиться

использовать эти методы, научившись оценивать конфликт

со стороны, как посторонний наблюдатель. Он сможет

заглянуть внутрь самого себя и оценить динамику развития

конфликта с целью определения его истоков. Затем он

сможет сделать выбор из альтернативных подходов, решить,

какая стратегия будет наилучшей, и реализовать принятое

решение конфликта.

Вернемся к четырем описанным выше в качестве примера

конфликтам. Для всех четырех участвующих в них людей

решение можно было бы найти в самом конфликте, если бы

они были способны мысленно отстранить себя от ситуации

настолько, чтобы иметь возможность правильно оценить ее.

Джой, например, сам себе создал проблему, перегрузив

рассудок всевозможными ненужными страхами и опасениями.

Это сковало его активность. Он думал, что он должен

буквально гарантировать себе отчетливую картину успеха,

которого он достиг бы, начав выполнять задуманный проект

в целом, и в меньшей степени думал о поэтапном

выполнении поставленной задачи.

Так, когда я занималась с ним выработкой решений,

я предложила ему разделить предложенную им политическую

кампанию на этапы и рассматривать каждую фазу как

стадию процесса обучения. Таким образом, он перестал

полагать, что должен провести успешную кампанию, как он

считал вначале. С той поры он впервые почувствовал, что

может сделать что-либо подобное, он мог сосредоточиться

и хорошо относился к обучению тому, что следует делать.

Полученные в процессе обучения знания он смог применить

для проведения последующей организационной кампании.

Теперь, если его проект не сработает, он не будет считать,

что время, затраченное на его осуществление, потрачено зря.

Он задумается над тем, что в проекте оказалось удачным,

а что неудачным, и разработает усовершенствованный план

на будущее.

В то же время я помогла ему разработать рациональный

способ преодоления своих опасений в отношении затрат

времени на осуществление проекта и времени, которое

занимает его основная работа. В первую очередь, ему

необходимо выделить время, которое он искренне хочет

затратить на новый проект. Затем он мог бы отложить

дальнейшую работу до тех пор, пока не почувствует себя

готовым уйти из фирмы, что он, возможно, надеялся сделать.

Сейчас он не должен принимать это окончательное решение.

Он может подождать и осмотреться. Кроме того, поскольку

в организационную работу вовлечены и другие люди, он

может подумать над тем, чтобы передать им часть работы:

нет необходимости делать все самому.

Я помогла Джою также более разумно взглянуть на свои

опасения в отношении того, что будут думать другие люди.

Ему необходимо оставить эти страхи, в основе которых

лежит желание выглядеть человеком, который никогда не

совершает ошибок. Если он взглянет на весь процесс как на

процесс обучения, в котором он позволит себе быть

несовершенным, то его опасения в отношении мнения других

людей — отражающего в действительности его собственную

критическую самооценку — рассеются.

После того как эти барьеры, связанные со страхами, были

преодолены, следующая ступень для Джоя состояла в том,

чтобы определить, что следует делать для претворения

в жизнь его организационных идей. С кем ему необходимо

вступить в контакт? Каким должен быть первый шаг? Теперь

основная проблема состояла в выработке решений и альтернатив.

Может быть,ему следовало бы развесить по округу

что-то наподобие рекламных плакатов. Может, быть стоит

написать короткое объявление и поместить его в городской

еженедельник, в котором важное место отводится локальным

политическим обзорам, местным событиям и рекламным

объявлениям. Он мог бы провести собрание для тех

людей, которые отозвались на его плакаты и объявления,

и затем, исходя из результатов, начинать действовать.

Избавившись от своих Åsчто, еслиÅt и вставших на его пути

опасений, разработав план действия, Джой готов сам был

двинуться дальше и сделать что-нибудь. Настало время

прекращать мечтания о том, что он мог бы совершить,

прошло время волевого стопора и бездействия.

Делоре также было необходимо выполнить конструктивное

действие, перед тем как двигаться вперед со своими

идеями о работе и образовании. Ее проблема в основном

была связана с недостатком информации о том, что же она

хочет делать. Уяснив себе это, она была способна

подготовить себя к действию. Например, в ходе обсуждения

ее проблемы стало очевидно, что она обратила внимание не

на те категории работы в предлагаемом списке, поскольку

искала работу согласно образованию. В действительности

же она хотела пройти так называемый в деловых кругах

ÅsтренингÅt и должна была обратиться к соответствующей

графе. Для ÅsтренингаÅt имеются организационные структуры,

она могла бы легко попасть в одну из таких групп

и получить сведения о потенциально возможных вариантах

трудоустройства. Она могла бы даже начать самостоятельную

работу и сотрудничать с кампанией в качестве

независимого консультанта, разрабатывая программы по

образованию и тренингу.

Если рассматривать случай с Полом, то он мог бы взять

на себя более активную роль, чем им предполагалось.

Поскольку причиной конфликта были волевой вакуум

и отсутствие общения между пятью квартиросъемщиками,

Пол должен был этот вакуум чем-нибудь заполнить. Раз он

хотел решить эту проблему, ему необходимо было вскрыть

каналы общения. С другой стороны, если он и другие

квартиросъемщики считали бы конфликт важным недостаточно,

проблема могла бы остаться нерешенной. Что же он

мог сделать? Мы рассмотрели несколько возможностей. Он

мог бы прийти непосредственно к каждому из жильцов,

сесть и поговорить с ними, попытаться выработать решение.

Он мог бы послать письмо с предложением собраться всем

вместе и решить, что делать. Пол понял, что некоторые

жильцы считают проблему важной, тогда как другие

полагают, что не обязаны с юридической точки зрения

делать что-либо и действительно ничего не делают. Пол

должен был принять тот факт, что жильцы, которые хотят

содержать в чистоте места общего пользования, возможно

должны бы делать это сами. Рассматривая конфликт как

ждущую своего решения проблему, Пол почувствовал

прилив сил на пути принятия каких-либо решений,

прекратив досадовать на постепенное разрушение коммунальных

помещений, чем он был занят последние несколько

месяцев.

В случае Лоры конфликтная ситуация была связана

с тем, что она не располагала сведениями о скрытых

тенденциях в кадровой политике в ее учреждении, а также

с тем, что ее общение с различными вовлеченными в эту

ситуацию людьми было недостаточным. Ей необходимо

было восполнить этот пробел посредством ненавязчивых

бесед со своими менеджерами и с сотрудниками другого

отдела, где имелась интересующая ее вакансия. Она должна

была дипломатично дать понять людям, чего она хочет. Она

должна была бы узнать, какие качества необходимы для

того, чтобы занять имеющуюся вакансию в другом отделе,

и проявить такие качества, если она ими действительно

обладала. Лора слишком долго оставалась немой и оби-

женной, глядя как удачная возможность ускользает от нее.

Лоре необходимо было быстро что-то предпринять для

выбора оптимального пути к назначению на новую

должность, если она решила, что ее квалификация для этого

достаточна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: