Выступление (на совещании)

Для подготовки устного выступления мало поработать над письменным текстом. В своей речи надо еще уметь пользоваться двумя очень важными вещами: правилом рамки и правилом цепи. Что же это такое?

Дело в том, что ваше устное выступление должно быть хорошо структурировано. Так вам будет удобней его изла­гать, оно станет выглядеть логичнее, убедительнее, а ваши слушатели легче его воспримут и запомнят. Для этого ридется заключить его в «рамку». Понятно, что, начиная свое выступление, вы как вежливый человек сначала обра­титесь к слушателям. Вы их поприветствуете, представи­тесь сами (если вас еще не представили раньше). Все это уже можно считать началом «рамки». Вторая часть «рам­ки» — это самое краткое подведение итогов (просто завер­шающая фраза), прощание со слушателями, выражение бла­годарности им за терпение (понимание, поддержку и т. п.).

Свой материал вы излагаете отдельными блоками, кото­рые, однако, все вместе должны выглядеть и воспринимать­ся как единый, логичный, связный текст, а отнюдь не как отдельные куски, мало связанные между собой. Как это до­стигается? Очень просто: с помощью слов или фраз-пе­реходников, которыми чаще всего служат вводные слова или прямые обращения к слушателям. Благодаря этим «пе­реходникам» текст воспринимается как единое целое, выг­лядит убедительней и логичнее, а обращения к слушателям помогают удержать их внимание и интерес к вашему выс­туплению. Разумеется, не забывайте при этом пользовать­ся и другими приемами, о которых мы уже говорили ранее, такими, как моделирование голоса, использование пауз, изменение амплитуды, громкости голоса и т. д.

Ниже приводятся примеры некоторых слов и фраз-пе­реходников:

итак, таким образом, а теперь мы можем перейти к.., понятно, что.., вы, наверное, уже поняли, что.., теперь нам стоит обсудить.., но разве можем мы не сказать о.., но это еще не все, ведь.., кстати, при этом.., само собой разумеется, что надо еще напомнить и о.., и т. д. При же­лании вы и сами можете составить целую коллекцию подоб­ных слов. Благодаря использованию этих слов, ваше выступ­ление хотя как бы и состоит из отдельных звеньев, но состав­ляет единую цепь, вот почему этот прием и получил название «правило цепи».

Слушатели вряд ли запомнят более трех тезисов (тем), затронутых в вашем сообщении. Поэтому не гонитесь за количеством, как это делают неопытные ораторы, умейте вовремя остановиться.

Лучше дать слушателям три, максимум четыре тези­са (темы, утверждения), которые они все-таки запомнят, чем десять, которые будут забыты сразу после вашего вы­ступления.

Самые важные вещи следует говорить в начале и в конце выступления, так как в силу психических осо­бенностей человека лучше всего запоминается именно то, что происходит в конце и в начале.

Ваши самые главные идеи (тезисы, выводы, требова­ния, призывы) повторите два раза, но разными слова­ми — в начале и в конце выступления. Если в начале речи вы употребляете какие-то термины, нейтрально окрашенную лексику, то в конце скажите фактически то же самое, употребив образные, эмоционально ок­рашенные слова. Например:

Мы совершенно не согласны с политикой нашего Пре­зидента, который...

Далее, в основной части выступления, вы приводите свои доводы, доказательства ваших утверждений. И в кон­це говорите:

За последний год наш Президент сделал больше по­воротов на 180 градусов, чем берлинский таксист за всю свою жизнь.

Понятно, что логические и эмоциональные доводы, под­крепляя друг друга, к тому же еще по-разному действуют на людей разного психологического склада: логические доводы лучше запоминаются мужчинами, а эмоциональ­ные — женщинами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: