Упражнения. Упражнение «Дружеская пародия»

Упражнение «Дружеская пародия»

Цели:

• передать и получить обратную связь, которая касается типичных невербальных проявлений в общении;

• развить умение пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации;

• обсудить идеи, относящиеся к закономерностям пере­дачи информации в процессе общения;

• способствовать созданию атмосферы доброжелатель­ности и концентрации внимания на партнере.

Мы провели вместе уже достаточно много времени. Надеюсь, что доверительные дружеские отношения, сло­жившиеся между вами, позволят с улыбкой и пользой про­вести следующую игру. Называется она «Дружеская па­родия». Пародия — потому что вам придется продемонст­рировать группе характерные невербальные знаки, привычки, штампы, которые удалось подсмотреть у своих товарищей. Группа же после вашего показа должна будет назвать человека, кому пародия адресована. Ну, а слово «дружеская» подчеркивает очень важный элемент игры: пародия на товарища по группе — это улыбка, а не сарка­стический смех, это уважительное указание на штампы поведения, которые, возможно, трудно определить само­му, без подсказки.

Игра «Взаимное цитирование»

Цели:

• осмысление пройденного группой пути;

• отработка умения запоминать высказывания других людей.

Мы сыграем в такую игру. Я два раза стучу ладонями по своим коленям и дважды называю свое имя «Елена-Елена», а затем два раза хлопаю в ладоши в воздухе, вызывая кого-либо другого, например, «Михаил-Михаил». Михаил сначала два раза стучит ладонями по коленям, а затем произносит в воз­дух чье-либо имя, например, «Катя-Катя». Теперь Катя пере­нимает ход, и т. д. Важно не смотреть на того участника, кото­рого ты вызываешь, а произносить его имя в пространство, глядя, например, куда-то наверх. Это упражнение сначала будет легким, а потом станет очень сложным. Начинаем!

После того как каждого участника вызовут по крайней мере один раз и водящим окажется тренер, инструкция продолжается: я произнесу какую-либо цитату из выска­зываний человека, например:

— Раньше я не верил в возможности тренинга... Кто-нибудь узнает свое высказывание? Тот, кто его узнал, дол­жен назвать себя, а затем тоже в пространство процити­ровать чье-либо чужое высказывание.

Часто поначалу игра идет тяжело. Участники не могут вспомнить ни одного высказывания друг друга или вспоми­нают их неточно. «Возникает впечатление собственной глу­хоты и немоты», — признался однажды один из участников группы. При обсуждении результатов упражнения тренер может задать вопросы: «Что мешало точно процитировать высказывания других людей?» или «Какой возникает отклик в душе, когда другие люди цитируют твое высказывание?»

Отвечая на первый вопрос, участники обычно призна­ются в том, насколько это большой и непривычный для них труд — точно запомнить слова другого человека. Не­которые сетуют на то, что не помнят не только чужих, но и своих собственных высказываний. Однажды один учас­тник тренинга никак не мог узнать свои слова, несмотря на то, что они были узнаваемы для всех остальных участ­ников группы. Наконец, он с улыбкой произнес: «Навер­ное, это цитата из меня раннего!»

При ответе на второй вопрос участники говорят о том, что теперь им стало яснее, что из сказанного ими важно для других, а что оказалось неважным, так как никому не запомнилось. Некоторые делают для себя вывод о том, как важно точно и ярко сформулировать свою мысль, чтобы она запомнилась. Нередко участники говорят о том, на­сколько точнее в памяти отпечатывается метафора.

Это упражнение является вызовом для самого тренера. Он должен быть готов к тому, что ему придется высказы­ваться чаще всех, потому что участники будут цитировать чаще всего именно высказывания тренера. Ведь его-то по крайней мере слушали (может быть...). А друг друга участ­ники не всегда слушают. Поэтому у тренера должны быть готовы цитаты из высказываний каждого участника. Упраж­нение позволяет тренеру процитировать тех участников, кто говорил меньше всех. Вот когда пригодятся записи! Но их нужно перечитать до начала этого упражнения.

«Сухой остаток» упражнения. Цитирование другого человека — это подчеркивание его значимости.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: