Тема 22. Понятие методологии научного исследования. Понятие методологии, ее роль и функции в научном исследовании

Понятие методологии, ее роль и функции в научном исследовании. Сущность и уровни научной методологии. Основные категории науки (методология-теория-практика): их единство и различия.

Специфические черты научного исследования. Наука как форма общественного сознания, социально значимой деятельности, средство преобразования общества и личности.

Структура и функции теории е методологическое обеспечение.

Роль и место практики в познании мира и в научном исследовании.

Тема 23. Язык как средство построения и развития науки

Культурно-историческая природа языка. Понимание В. Гумбольдтом культурно-исторической природы языка.

Необходимость специализированного научного языка. Особенности научного языка. Свойства естественного языка, его отличия от научного. Приемы создания формализованного языка, их последовательность.

Приемы живой речи и возможности формализации в языке естественных наук. «Объектный язык» и «метаязык». Использование метафоры в науке.

Три характеристики языка, выделенные Г.- Г. Гадамером. Идея Л. Витгенштейна о «языковых играх».

Особенности языка гуманитарных наук, соотношение научного и нарративного знания. Понятие «концепта» в гуманитарном знании.

Тема 24. Эмпирический и теоретический уровни познания: методологические аспекты их взаимодействия

Предметная область взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания. Проблема определения единицы научного анализа.

Исследовательская среда, ее влияние на процесс и результаты научного познания.

Взаимосвязь методологии эмпирического и теоретического уровней познания в программе научного исследования.

Гипотеза как форма научного знания: проблема ее построения и научного обоснования.

Проблема приведения теоретического знания к фактам: интерпретация, верификация и фальсификация теоретических положений.

Тема 25 Общенаучная методология

Соотношение понятий «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация»: сходства и различия.

Особенности определения и разграничения объекта и предмета в научном исследовании.

Согласованность цели и задачи исследования.

Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования.

Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: