Понятие методологии, ее роль и функции в научном исследовании. Сущность и уровни научной методологии. Основные категории науки (методология-теория-практика): их единство и различия.
Специфические черты научного исследования. Наука как форма общественного сознания, социально значимой деятельности, средство преобразования общества и личности.
Структура и функции теории е методологическое обеспечение.
Роль и место практики в познании мира и в научном исследовании.
Тема 23. Язык как средство построения и развития науки
Культурно-историческая природа языка. Понимание В. Гумбольдтом культурно-исторической природы языка.
Необходимость специализированного научного языка. Особенности научного языка. Свойства естественного языка, его отличия от научного. Приемы создания формализованного языка, их последовательность.
Приемы живой речи и возможности формализации в языке естественных наук. «Объектный язык» и «метаязык». Использование метафоры в науке.
Три характеристики языка, выделенные Г.- Г. Гадамером. Идея Л. Витгенштейна о «языковых играх».
Особенности языка гуманитарных наук, соотношение научного и нарративного знания. Понятие «концепта» в гуманитарном знании.
Тема 24. Эмпирический и теоретический уровни познания: методологические аспекты их взаимодействия
Предметная область взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания. Проблема определения единицы научного анализа.
Исследовательская среда, ее влияние на процесс и результаты научного познания.
Взаимосвязь методологии эмпирического и теоретического уровней познания в программе научного исследования.
Гипотеза как форма научного знания: проблема ее построения и научного обоснования.
Проблема приведения теоретического знания к фактам: интерпретация, верификация и фальсификация теоретических положений.
Тема 25 Общенаучная методология
Соотношение понятий «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация»: сходства и различия.
Особенности определения и разграничения объекта и предмета в научном исследовании.
Согласованность цели и задачи исследования.
Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования.
Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования.