Содержание и цель макроэкономической стабилизации

Содержанием процесса макроэкономической стабилизации является достижение стабильности общего уровня цен, производства и занятости после того, как эти параметры были выведены из состояния равновесия, например в ходе кризиса.

Этой проблеме правительство обязано уделять первостепенное значение, как в переходный период, так и на этапе относительно стабильного развития экономики. В России после либерализации цен инфляция перешла из подавленной формы в открытую, произошло резкое её усиление. Стал нарастать спад производства, сокращаться занятость.

Перед правительством встала во весь рост одна и главная цель:

1. Как остановить рост цен?

2. Как ввести инфляцию в приемлемые границы?

3. Как создать условия для восстановления роста экономики и

уровня благосостояния населения?

Сложность заключается в том, что антиинфляционные меры на практике могут угнетать производство, негативно сказаться на занятости. Сдерживая рост денежной массы, правительство может стимулировать кризис неплатежей между предприятиями и регионами. В связи с тем, что бюджет не добираетналоги, возникает и начинает расти задолженность по выплате заработной платы, пенсий, социальных пособий. Пока наблюдаются эти негативные явления достижение макроэкономической стабилизации, считается незавершенной. И, напротив, когда удается этого достигнуть, можно говорить о частичной ценовой (или финансовой) стабилизации.

В России ситуация осложнялось наследием планово-распределительной системы (раздача безвозвратных кредитов, периодическое списание налоговой задолженности, субсидирование большого числа планово убыточных и нерентабельных предприятий и т.д.). Либерализация цен на фоне демонтажа АКС и введения свободного рыночного курса рубля (с 1 июля 1992 г.) стала реакцией на денежную политику предшествующего правительства при твёрдых государственных ценах. Устранить колоссальный инфляционный навес в начале 90-х гг. нужно было быстро и решительно путем проведения жестких финансовых мер, т.к. экономика утрачивала управляемость. Достижение финансовой стабилизации связывалось с тремя направлениями:

1) резкое сокращение государственных расходов;

2) сжатие денежной массы в обращении;

3) усилие контроля над ценами и тарифами естественной монополией;

Жесткие меры правительства Егора Гайдара с самого начала подвергались ожесточенной критике. Многим казалось, что этот непопулярный курс, сопровождавшийся снижением уровня жизни, жесткими бюджетными ограничениями, ухудшением финансового состояния предприятий, принят не в силу вынужденной необходимости, а под давлением «враждебных сил» (МВФ и Мирового Банка). Выдвигались разнообразные альтернативные, более лёгкие и гуманные варианты политики. Однако всякий раз поиск иного пути завершался предложениями об увеличении денежной эмиссии. Дискуссии неизменно заканчивались тупиком, а практика вынуждено колебалась между жёсткостью, необходимой для достижения результата, и смягчающими компромиссами, откладывавшими финансовую стабилизацию на будущее.

В целом же в России монетаризм («шоковая терапия») как долговременная политика не состоялся. Монетаризм принимался сторонниками либерализма в качестве теоретической основы макроэкономической стабилизации, но не проводился в жизнь системно и последовательно. Состав правительства и главы кабинета министров часто менялись, и всякий раз это приводило к отступлениям от принципов монетарной политики. Можно спорить в какой степени, монетаризм приемлем для России, учитывая масштабы экономики, глубокие диспропорции, «утечку» капитала за рубеж, национальные традиции и т.д., но бесспорно то, что реальная экономическая политика соответствовала этому курсу лишь в отдельные отрезки времени (3-6 месяцев).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: