Что такое шура?

Слово «шура» (ударение на последний слог, арабское написание: شورى), которое переводится дословно как «совещание, совет», встречается в Коране в главе под аналогичным названием, а в некоторых других главах используются производные этого слова. В Коране есть также места, где повествуется о шуре в контексте, хоть и без использования слова «шура» конкретно, о чём я ещё расскажу.

Некоторые аяты о шуре.

Описывая качества праведных мусульман, Всевышний говорит в Коране:

36. Все, что даровано вам, является преходящим благом мирской жизни. А то, что есть у Аллаха, будет лучше и долговечнее для тех, которые уверовали и уповают на своего Господа,
37. которые избегают великих грехов и мерзостей и прощают, когда гневаются,
38. которые отвечают своему Господу, совершают намаз, совещаются между собой о делах и расходуют из того, чем Мы их наделили…
(Сура «Шура»).

Следовательно, принцип совещания – это качество мусульман наряду с такими качествами как вера, упование, избегание грехов, прощение при гневе, готовность покориться велениям Господа, совершение намаза и так далее, как это понимается из аята выше. В другой главе Всевышний приказал даже самому пророку Мухаммаду (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ), получавшему откровения, советоваться со сподвижниками о делах, касающихся уммы:

159. По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих. (Сура «Семейство Имрана»).

Из этого аята понимается, что особенность посланника Аллаха (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) советоваться со своими сподвижниками указывала на мягкость его сердца, его способность прощать, что породило в результате привязанность сподвижников к нему (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ). Не будь этих качеств, сподвижники покинули бы его, как мы понимаем из аята. Ибн Касир в своем тафсире привел от Ибн Мардавия, что у Али (رضي اللهُ عنه), да будет доволен им Аллах, спросили о словах Всевышнего «советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха», и он ответил: «Спрашивание совета у авторитетных людей, и следование этому совету».

В Коране также указывается на то, что отец должен советоваться с матерью ребёнка по вопросу отнятия младенца от груди:

233. Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца. А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях. Ни на одного человека не возлагается сверх его возможностей. Нельзя причинять вред матери за ее ребенка, а также отцу за его ребенка. Такие же обязанности возлагаются на наследника отца. Если они пожелают отнять ребенка от груди по взаимному согласию и совету, то не совершат греха. (Сура «Корова»).

Также в Коране рассказывается, что пророк Ибрахим (عليه السلام), несмотря на получение тяжкого приказа от самого Всевышнего, посоветовался с сыном Исмагилом (عليه السلام), чтобы узнать его мнение о том, что предстояло им сделать вместе:

102. Когда он достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним, он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что я зарезаю тебя. Подумай, каково твоё мнение?» Он сказал: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых». (Сура «Стоящие в ряд»).

Некоторые хадисы о шуре.

Посланник же Аллаха (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) сказал:

«Шайтан с одним человеком, а от двух он дальше» [1].

Передаётся от Аиши (رَضِيَ الله عَنْهَا), что посланник Аллаха (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) сказал:

«Когда Аллах желает блага правителю, Он даёт ему правдивого визиря, напоминающего ему, если он забывает (о каком-нибудь деле), и оказывающего ему помощь, если он помнит (о нём). Когда же Он желает ему иного, то даёт ему плохого визиря, который не напоминает ему, если он забывает, и не оказывает ему помощи, если он помнит» [2].

Передаётся от Аиши (رَضِيَ الله عَنْهَا): «Ко мне пришел посланник Аллаха (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) и сказал: “Я предложу тебе одно дело, но ты не торопись по нему, пока не посоветуешься со своими родителями“» [3].

Передается от Абу Хурайры, что он сказал: «Я не видел, чтобы кто-либо советовался со своими приближенными больше, чем это делал посланник Аллаха (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ)» [4].

Посланник Аллаха (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) сказал: «Религия – это искренность, доброе наставление». Мы (сподвижники) спросили: «По отношению к кому?» Он (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) ответил: «Искренность по отношению ко Всевышнему Аллаху, Его книге, Его Посланнику (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) руководителям мусульман (имамам), а также ко всему простому мусульманскому народу» [5].

Слова некоторых ученых о шуре.

Абу Амр ибн Абд Аль-Барр в своей книге «Бахжатуль маджалис» сказал: «Диктатура порицаема у всей общины мудрецов, а совещание похвально у всех учёных, и я не знаю ни одного, кто был бы доволен диктатурой и восхвалял её».

(الاستبداد مذموم عند جماعة الحكماء، والمشورة محمودة عند عامة العلماء، ولا أعلم أحداً رضي الاستبداد وحمده).

Ибн Аль-Арабий сказал:

«Шура – единение для джамаата, средство проверки умов, причина правильного вывода. И когда бы люди ни проводили совещание, они обязательно будут ведомы правильным путём».

(الشورى ألفة للجماعة ومسبار للعقول وسبب إلى الصواب، وما تشاور قوم إلا هدوا).

Аль-Хасан Аль-Басрий сказал:

«Если люди проведут совещание, то они обязательно будут приведены к наиболее правильному из своих дел».

(ما تشاور قوم قط إلا هدوا لأرشد أمورهم).

Сказал Аль-Тартуший в своей книге «Сирадж аль-мулюк»:

«Знайте, что тот, кто просит совета – даже если он будет иметь лучшее мнение, чем тот, кто даёт ему совет – только укрепляет своё мнение его мнением, подобно тому, как огонь увеличивает свой свет оливковым маслом. И пусть в твоей душе не будет мысли, что если ты будешь совещаться с мужчинами, люди узнают о твоей нужде в мнении других, и это помешало бы тебе держать совет – ведь ты не ищешь мнения для горделивости, а для того, чтобы воспользоваться им. Если же ты хочешь оставить о себе память, то достойно большей похвалы со стороны разумных то, чтобы они говорили: «Он не отделяется своим мнением от тех братьев, у кого тоже есть свое мнение».

(اعلموا أن المستشير وإن كان أفضل رأياً من المشير فإنه يزداد برأيه رأياً، كما تزداد النار بالسليط ضوءاً، فلا تقذفن في روعك أنك إذا استشرت الرجال ظهر للناس منك الحاجة إلى رأي غيرك، فيمنعك ذلك عن المشاورة، فإنك لا تريد الرأي للفخر به ولكن للانتفاع به، وإن أردت الذكر كان أفخر لذكرك وأحسن عند ذوي الألباب لسياستك أن يقولوا: لا ينفرد برأيه دون ذوي الرأي من إخوته).

Сказал Аль-Куртубий в своём тафсире:

«Ибн Атыййа сказал: “Шура является одним из правил шариата и твёрдых положений. А того, кто не советуется с носителями знаний и праведности, нужно снять с должности. И это то, в чём нет разногласия, ведь Аллах восхвалил верующих словами « совещаются между собой о делах» ».

(وقال القرطبي في التفسير:قال ابن عطية: والشورى من قواعد الشريعة وعزائم الأحكام. من لا يستشير أهل العلم والدين فعزله واجب، هذا ما لا خلاف فيه، وقد مدح الله المؤمنين بقوله "وأمرهم شورى بينهم").

Таким образом, все важные дела мусульман должны решаться через совет, то есть шуру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: