Антимонопольная политика в отношении естественных монополий

Последние 20-30 лет во многих развитых странах активно ведется поиск путей воздействия на монополистов, исключающих прямое регулирование цен. Центральная идея состоит в создании такой институциональной среды, при которой монополисту будет выгодно самоограничивать негативные проявления монополизма.

Представим себе государственную железную дорогу, связывающую два города. Ее монопольное положение является неизбежностью, поскольку грузопоток не настолько велик, чтобы можно было параллельно первым проложить дублирующие пути и организовать конкуренцию между двумя перевозчиками. Вместе с тем управляется дорога неэффективно. Цены билетов велики и постоянно растут, подвижной состав находится в плохом состоянии, сервис практически отсутствует. Снизить же пены не удается, поскольку издержки крайне высоки. Если тарифная комиссия проявляет принципиальность и запрещает дальнейшее удорожание билетов, железная дорога немедленно начинает задерживать платежи за электроэнергию и зарплату работникам, возникают перебои с ремонтом вагонов и сокращается их выход на линию. Причем объяснение таких действий приводится вполне убедительное: поскольку цены не покрывают издержки, заплатить по всем своим обязательствам железная дорога просто не может. Вот и приходится либо давать разрешение на повышение иен, либо покрывать убытки дороги за счет государства.

С большой вероятностью можно допустить, что описанный тупик создан искусственно. Издержки железной дороги велики не по объективным причинам, а из-за х-неэффиктивности. Но как добиться ее устранения?

Одним из возможных выходов может быть открытый конкурс (тендер) на право управления дорогой е течение, скажем, ближайших пяти лет.

Институциональный путь контроля естественных монополий считается ныне наиболее перспективным. Лучше столкнуться с большими сложностями при составлении условии контракта, чем потонуть в бесчисленных мелочах, пытаясь извне, решениями тарифной комиссии подавить х-неэффективность монополиста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: