Равновесие конкурентной отрасли в краткосрочном периоде

Предложение конкурентной отрасли и рыночный спрос на ее продукцию уравнивается при цене равновесия. На рисунке изображена достаточно простая картина взаимодействия спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции.

Для всей отрасли (в отличие от отдельной фирмы) кривая спроса имеет нормальный, соответствующий закону спроса вил понижающейся кривой.

Точка пересечения кривых спроса и предложения (О) задает равновесную цену и равновесный объем предложения . Именно равновесная цена , сформировавшаяся на уровне отрасли, в дальнейшем будет рассматриваться каждой фирмой – совершенным конкурентом как сложившаяся данность, как продиктованная рынком цена, с которой следует смириться, выгодна она для фирмы или нет.

Другой важной особенностью равновесия при совершенной конкуренции является его устойчивость. В самом деле, отраслевая кривая предложения S является суммой кривых предложения всех фирм, действующих в отрасли. Последние же представляют собой совокупность точек, максимизирующих прибыль при разных уровнях цен. Именно таким свойством, как было показано, обладает кривая предельных издержек (MC=S). Отсюда следует, что фирмы не заинтересованы в отклонении от точки равновесия. Ведь любая точка, не лежащая на кривой MC, не удовлетворяет правилу MR=MC, а значит, не дает возможности получить максимальную прибыль.

Почему фирма-монополистический конкурент имеет нулевую экономическую прибыль в долгосрочном периоде? Что она может сделать, чтобы сохранить прибыль? Объяснить с использованием графиков и понятия «предпринимательская бдительность».

Если выпуск товара продолжается достаточно долго, он со временем перестанет быть прибыльным потому, что распространение информации о высокой рентабельности производства привлекло к его выпуску множества производителей. Важна даже не информация сама по себе, а ее творческий активный поиск предпринимателем и готовность вкладывать деньги в реализацию открывающихся возможностей. Для того чтобы сохранить прибыль предприниматель в итоге вместо традиционного товара А на условиях безубыточности начнется приносящий прибыль выпуск нового товара В.

Нулевые экономические прибыли типичны для фирм- монополистических конкурентов, только если рассматривать их поведение в статике.т е тенденция к безубыточности действует лищь в ситуации, когда после осуществления удачной дифференциации продукта фирма утрачивает предпринимательскую бдительность и прекращает его дальнейшее совершенствование.Однако у проблемы есть и динамический аспект.В реальной экономике, проведя удачную дифференциацию продукта, фирма тут же начинает думать над тем, как эту дифференциацию усилить или видоизменить. Пока фирмы конкуренты подтачивают, нивелируют первоначальную дифференциауию, фирма создает новую. Поэтому существуют предпосылки для получения экономических прибылей в долгосрочном периоде.

В теории маркетинга эти соображения анлизируются с помощью концепции цикла жизни продукта. Согласно этой концепции каждый продукт с момента своего изобретения переживает ряд стадий, причем этап высоких прибылей рано или поздно сменяется периодом их падения или даже убытков.поэтому всякая эффективно работающая фирма должна своевременно разрабатывать новые продукты, чтобы поток прибылей оставался непрерывным

40 При каких условиях ставка заработной платы на рынке труда, отличающемся от конкурентного, может оказаться равной конкурентной? Рассмотрите варианты с участием государства и без него.

график 11.6 показывает что При совершенной конкуренции: во первых, предложение труда абсолютно эластично, во вторых предельные издержки на трудовой ресурс постояны и равны цене труда, т е ставке заработной платы. Сколько бы фирма не нанимала работников, ей придется платить им одну и ту же зарплату, и следовательно нести при каждом новом принятии на работу одного сотрудника одни и те же предельные издержки.

Монопсония на рынке труда означает наличие на нем единственного покупателя трудовых ресурсов.Главное, что отличает ситуацию при монопсонии от ситуации на совершенно конкурентном рынке- это рост ставок зарплаты при найме увеличивающегося числа работников. Другими словами, если для фирмы- совершенного конкурента предложения труда абсолютно эластично и она может нанять любое нужное ей число работников по одной и той же ставке зарплаты, то при монопсонии график предложения имеет обычный вид – он поднимается вверх с ростом цен Увеличение его спроса на труд автоматически означает и рост общеотраслевого спроса. Чтобы привлечь дополнительных рабочтх их приходится переманивать из других отраслей. Пр монопсонии предельные издержки, связанные с оплатой трудовыз ресурсов растут быстрее ставки зарплаты.

Активно содействовать ограничении монопсонии обязано государство. Обязано по той причине, что стихийные силы рынка с этой проблемой справится не в состоянии.Гос. вмешательство- вовсе не антирыночная мера.Установление государс. Минимальной зарплаты для монопсониста – то же самое, что установление максимальной цены для монопсониста: обе указанные политики заставляют фирму вести себя так, как если бы перед ней был конкурентный рынок.





Подборка статей по вашей теме: