Формы объединений предприятий: холдинг, группа компаний, объединение предприятий, франчайзинг, ФПГ

1) Холдинг - единые фирмы, состоящих из нескольких юридических независимых предприятий. Холдинг состоит из материнской компании, владеющей контрольными пакетами акций, и подчиненных ей дочерних обществ. Благодаря наличию контрольных пакетов акций материнская компания получает возможность проводить единую политику и осуществлять контроль за соблюдением интересов холдинга.

Функционирование холдинговых структур на рынке обеспечивает комплекс преимуществ по сравнению с отдельно работающими фирмами, а именно:

-возможность создания интегрированных технологических цепочек от добычи сырья до выпуска готовых изделий и продажи их потребителям

-экономию На торговых и маркетинговых услугах

-использование преимуществ диверсификации производства

-осуществление единой налоговой и кредитно-финансовой политики

-возможность маневра инвестиционными ресурсами в рамках холдинга

2) Объединения предприятий. Особенностью данной формы предпринимательской деятельности является сочетание элементов стихийного порядка и иерархии. Объединения фирм представляют собой группу предприятий, внутри каждого из которых действует принцип иерархии. Взаимодействие между предприятиями группы частично или полностью осуществляется через рынок, но в пределах общей стратегии. Это не единая форма, но и не свободный рынок.

Объединение позволяет уменьшить транзакционные издержки, поскольку многие транзакции осуществляются с партнером по группе, с которым налажены устойчивые связи.

Вместе с тем объединение не превращается в единую суперфирму и не ведет е чрезмерному росту внутрифирменных транзакционных издержек.

3) Франчайзинг. Своего рода симбиозом крупного и малого бизнеса с помощью объединения фирм является система франчайзинга.

Классическая система франчайзинга выглядит следующим образом. Одна фирма называемая франчайзором за определенную плату предоставляемой другой фирме, именуемой франчайзи, право использовать свое имя, фирменный стиль, репутацию, опыт, знания и технологии, научные разработки. Обе стороны - полноценные собственники своего бизнеса. Но франчайзи ведет дело в рамках оговоренных условий, что представляет ущемление предпринимательских свобод. Причем франчайзинг-это партнерский бизнес, который предполагает доверительное взаимодействие между компаниями.

В настоящее время страны мира испытывают бум франчайзинга. Причиной является создание оптимальной организационной структуры, позволяющей сокращать транзакционные издержки за счет сочетания самостоятельности фирм-франчайзи и их определенной включенности в общую деятельность франчайзера.

Это выгодно обоим сторонам:

1) Франчайзор получает возможность бысто расширять свой бизнес, поскольку использует деньги франчайзи.

2) Франчайзи же в определенной мере защищен от неудач головной фирмой: ему нет нужды экспериментировать, он знает, что технологии работают, а бизнес приносит деньги.

4) Другим промежуточным типом между единой фирмой и объединением фирм является распространенная в России форма группа компаний.

Группа компаний представляет собой объединение фирм, находящихся в собственности одного и того же владельца, единство управления которым обеспечивается неформальными методами. Входящие в такое объединение фирмы юридически не связаны, но строят свою политику как единая компания в интересах хозяев группы. Структура прав собственности и технологические связи обычно сознательно усложнены, в силу чего н одна из компаний ГК без связи с другими нежизнеспособна.

В итоге складывается структура, которая позволяет ГК в случае надобности выступать как единое целое, при необходимости же иметь юридически обоснованно отрицать наличие каких-либо связей между разными фирмами группы.

Основной недостаток ГК- их непривлекательность для сторонних инвесторов, так как инвестор прекрасно понимает, что владельцы ГК при желании могут мгновенно сделать ее убыточной,обанкротить и тд.

5) Каждая составная часть ФПГ самостоятельно решает собственные задачи, но при этом учитывает и общий интерес группы. Роль координатора в фпг выполняет головная организация. Ее управленческие функции ограничены. За другими участниками группы сохраняется уровень самостоятельности.

ФПГ как форма объединения промышленных предприятий и банковских институтов способна обеспечить:

1. аккумуляцию финансовых ресурсов

2. благоприятные условия для инвестиционной деятельности

3. должный контроль за эффективным использованием финансовых средств

4. поддержку широкомасштабных коллективных проектов

5. межотраслевое перераспределение ресурсов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: