Управление транзакционными издержками фирмы

Транзакционные издержки имеют тенденцию к устойчивому росту и способны свести на нет выгоды от технических нововведений. Поэтому минимизация транзакционных издержек – одна из основных задач современного менеджера.

Ни бух. учет, ни управленческий учет не содержат понятия транзакционные затраты. Эта категория в основном теоретическая. На практике самой близкой к ней категорией является понятие «накладные расходы» -доп. расходы для обеспечения процессов производства и обращения. Хотя отождествление понятий транзакционных и накладных издержек не верно, тем не менее первые во многом определяют размер и динамику вторых. То, что в действительности порождает накладные расходы,- это число транзакций и связанные с ними затраты. Поэтому контролировать объем накладных расходов можно через транзакций. Для успешного управления транзакционными издержками недостаточно одного лишь выбора оптимального объема производства. Уменьшить издержки можно несколькими способами: выявить и устранить излишние транзакции, стабилизировать работу фирмы, автоматизировать ручной труд.

1) Классификация транзакций в соответствии с характером бизнеса.

Логистика. Транзакции осуществляются силами непроизводственного персонала с различной специализацией: приём и отправка материалов и продукции, ввод и обработка информации, учёт.

Снабжение. Обеспечение предприятия достаточным для бесперебойной работы количеством ресурсов: рабочей силы, материалов, комплектующих, а так же производственных мощностей.

Качество. Контроль качества, проверка и подтверждение успешного выполнения запланированных транзакций. Разработка методик и форм отчетности, передача и анализ данных.

Модернизация. Изменения в информационной системе предприятия, которые следуют за совершенствованием технологии либо пересмотром внутренних процедур.

2) Уменьшение числа транзакций.

Японская концепция своевременного совершенствования транзакций гласит, что все необходимые узлы и детали должны поставляться точно в срок и только высокого качества, что позволяет отказаться от целого блока транзакций, связанных с периодическим пополнением запасов, их хранением, отпуском, учетом, охраной и т.д. данные издержки могут быть очень высокими на начальной стадии, но они окупаются в дальнейшем.

3) Стабильность работы предприятия.

Это означает, что необходимо минимизировать число технологических новшеств, структурных и организационных изменений, избегать бесконечного пересмотра внутренних процедур, распорядка и т.д. В совершенствовании есть преимущества: улучшения качества, снижение затрат труда. Однако есть и недостатки: постоянные перестройки могут сильно увеличить транзакционные издержки. Сочетать стабильность и прогресс помогает тщательное планирование нововведений и практика их пакетного введения.

Один из наиболее интересных способов оптимизации транзакционных издержек – упразднение излишних процедур контроля и сокращение объема собираемой информации. Если фирма воспроизводит слишком большой объем данных о качестве продукта, но при этом качество остается на низком уровне, значит соответствующим службам не хватает времени анализировать информацию. Рациональным решением может стать концентрация внимания на отдельных болевых точках, где проблемы с качеством проходят чаще всего.

4) Автоматизация.

Развитие современной вычислительной техники открывает новые возможности оптимизации расходов, связанные с вводом, передаче и обработкой данных. Грамотно построенная информационная структура фирмы требует однократного ввода информации.

Другой способ – интеграция программных комплексов функциональных подразделений фирмы (интеграция межфилиальной сети и клиентской базы).

5) Комплексное планирование.

Обычно выделяются три основных метода рациональной оптимизации трансакционных издержек фирмы

1. Анализ трансакций с точки зрения проверки их необходимости

2. Стабилизация работы фирмы и исключение излишних нововведений

3. Автоматизация и интеграция программных ресурсов фирмы

Необходимо принимать взвешенные решения о том, где и как автоматизировать внутрифирменные транзакции, как оптимальным образом интегрировать различные блоки информационной системы компании, а где имеет смысл стабилизировать работу для достижения оптимально уровня издержек в долгосрочном плане. И наконец, необходимо научиться подходить к проблеме не с бухгалтерской, а экономической точки зрения. То есть необходима функциональная классификация затрат, в которой за каждой группой издержек будет виден их подлинный источник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: