Эффект дохода и эффект замещения. Совокупный эффект цены. Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на величину спроса на различные виды благ при изменении цены

С изменением цены товара ожидаются эффекты двух видов: эффект замещения и эффект дохода. Так, при снижении цены товара В спрос на него при прочих равных условиях возрастет, потому что потребитель склонен замещать им оказавшийся относительно более дорогим товар А. Это явление получило название эффекта замещения. Кроме того, снижение цены товара В дает возможность покупателю приобрести то же количество данного товара за меньшую сумму, сэкономив деньги для дополнительных покупок. Другими словами, покупательная способность денежного дохода потребителя возрастет. Данное явление названо эффекта дохода.

Оба эффекта обычно проявляются одновременно, но действуют не всегда в одном направлении, поэтому для более точного определения степени влияния каждого из них необходимо проводить их разграничение.

В зависимости от трактовки неизменного реального дохода различают два подхода к разграничению эффектов дохода и замещения. Согласно подходу Е. Слуцкого, реальный доход потребителя измеряется количеством благ, которое последний может приобрести на свой денежный доход. Реальный доход будет неизменным, если потребитель в состоянии всякий раз приобретать прежнее количество благ на свой денежный доход.

Согласно подходу Дж. Хикса, реальный доход измеряется полезностью благ, приобретаемых потребителем за свой денежный доход. Реальный доход является неизменным, если потребитель за свой денежный доход приобретает набор благ, полезность которого равна полезности прежнего потребительского набора.

Разграничение эффектов замещения и дохода можно показать графически (рис. 2.19).

Рис. 2.19. Эффекты дохода и замещения по Е. Слуцкому для нормального товара.

Первоначально равновесие потребителя соответствует точке Е1. Предположим, что цена товара В снижается. В этом случае бюджетная линия поворачивается из положения I1 в положение I2, потребитель увеличивает объем покупок товара В с QВ 1 до QВ 2. Это общий эффект изменения цены (∆ D), который следует разделить на эффект замещения (∆ S) и эффект дохода (∆ I).

Чтобы определить эффект замещения в чистом виде, следует представить, что цена блага В изменилась, а реальный доход остался прежним. Для этого воспользуемся вспомогательной бюджетной линией I3 (пунктирная линия на рис. 2.20), имеющей такой же наклон, как и у линии I2, что соответствует изменению РВ. В то же время бюджетная линия I 3 проходит через точку первоначального равновесия Е1. Это означает, что при таком бюджетном ограничении первоначальный потребительский набор останется доступным для потребителя, а следовательно, реальный доход будет неизменным.

Вспомогательная бюджетная линия касается кривой безразличия U3. Если бы линия I 3 характеризовала бюджетные ограничения реального потребителя, то оптимальным для него был бы набор Е3, при этом потребление блага возросло бы с QВ 1 до QВ 3 (на величину ∆ S). Поскольку вспомогательная бюджетная линия построена с учетом изменения цены, но при сохранении постоянной покупательной способности, то изменение объема спроса ∆ S — это и есть величина эффекта замещения.

Эффект замещения представляет собой изменение потребления товара, связанное с изменением его цены, при условии, что реальный доход остается неизменным.

Оставшаяся часть прироста величины потребления товара от QВ 3 до QВ 2 является результатом действия эффекта дохода (∆ I). Он связан с переходом от одного бюджетного ограничения к другому, что равносильно увеличению бюджета или покупательной способности потребителя.

Эффект дохода — это результат воздействия на спрос потребителя изменения его реального дохода, вызванного изменением цены товара, без учета эффекта замещения.

Итак, общий эффект изменения цены (QВ 2 QВ 1) состоит из эффекта замещения (QВ 3 QВ 1) и эффекта дохода (QВ 2 QВ 3), что в общем виде можно выразить уравнением:

∆D = ∆S + ∆I, (2.11)

где ∆ D — общее изменение величины потребления (спроса).

Данное уравнение называется тождеством Слуцкого.

Эффект замещения действует в направлении, противоположном изменению цены товара, и в этом смысле всегда является отрицательным. Эффект дохода может действовать в обоих направлениях, а значит, быть как отрицательным, так и положительным.

Для нормального товара оба эффекта действуют в направлении, противоположном изменению цены. Так, при снижении цены товара В спрос на него увеличивается, поскольку подешевевшим благом потребитель замещает аналогичные, но относительно дорогие блага. Кроме того, увеличивается покупательная способность дохода и растет спрос на товар. Оба эффекта усиливают друг друга, и общий эффект изменения цены будет отрицательным:

D = S + I.
(—)   (—)   (—)

Для товаров низшей категории эффект дохода положителен. При снижении цены увеличивается реальный доход потребителя и снижается спрос на товар. Однако для большинства товаров низшей категории отрицательный эффект замещения превышает положительный эффект дохода, так что общий эффект изменения цены оказывается отрицательным (рис. 2.20):

∆D = ∆S + ∆I |∆S|>|∆I|.
(—)   (—)   (+)  

Рис. 2.20. Эффекты дохода и замещения по Е. Слуцкому для товара низшей категории

Обычно эффект замещения бывает достаточно сильным для того, чтобы компенсировать эффект дохода для товаров низшей категории. Однако в отдельных случаях положительный эффект дохода превышает отрицательный эффект замещения, в результате чего цена и величина спроса изменяются в одном направлении, т.е. общий эффект изменения цены будет положительным:

D = S + I |∆ S |<|∆ I |.
(+)   (—)   (+)  

Такие проявления известны как парадокс Гиффена (рис. 2.21).

Рис. 2.21. Эффекты дохода и замещения по Слуцкому для товара Гиффена

Роберт Гиффен обнаружил необычное изменение спроса на картофель —основной продуктом питания ирландских бедняков — во время его неурожая. По мере роста цены данного продукта спрос на него тоже рос, т.е. изменялся в том же направлении, что и цена. Это объяснялось тем, что при повышении цен на картофель бедным семьям приходилось отказываться от других, более качественных товаров (мяса, молока, масла), цены на которые зачастую росли в еще большей степени, и потреблять больше картофеля.

Таким образом, в случае товара Гиффена рост цены сокращает покупательную способность бюджета потребителя, и спрос последнего на данный товар увеличивается, и наоборот, снижение цены сопровождается сокращением спроса.

Товар Гиффена является одновременно товаром низшей категории. Но не всякий товар низшей категории можно признать товаром Гиффена. Для этого нужно, чтобы эффект дохода оказался достаточно значимым и превысил по абсолютной величине эффект замещения. При данном условии нарушается стандартный закон спроса, что в реальной жизни случается редко. Это возможно, если низкокачественный товар занимает значительную долю в бюджете потребителя.Как отмечалось ранее, Хикс и Слуцкий расходились в интерпретации понятия неизменного реального дохода. По Хиксу, о неизменности реального дохода можно говорить, если после изменения цен потребитель продолжает приобретать набор товаров, обеспечивающий ту же полезность, что и прежний потребительский набор, т.е. остается на прежней кривой безразличия (рис. 2.22—2.24).

Рис. 2.22. Эффекты дохода и замещения по Хиксу для нормального товара.

Рис. 2.23. Эффекты дохода и замещения по Хиксу для товара низшей категории.

Рис. 2.23. Эффекты дохода и замещения по Хиксу для товара низшей категории.

Рис. 2.24. Эффекты дохода и замещения по Хиксу для товара Гиффена

Предположим, что первоначально равновесие потребителя было достигнуто в точке Е1. При снижении цены товара В бюджетная линия смещается в положение I 2, равновесие — в точку Е 2. Общее изменение объема спроса товара (∆ D) следует разделить на эффект дохода и эффект замещения. Для этого параллельно линии I 2 проводится вспомогательная бюджетная линия I 3, которая отражает изменившийся уровень цен. В точке Е 3 она касается прежней кривой безразличия U 1 значит, потребитель получит ту же величину валовой полезности, что и в первоначальной точке Е 1. Следовательно, согласно подходу Хикса, в точке Е 3 реальный доход потребителя будет таким же, как и в точке Е 1. Бюджетное ограничение I 3 отражает минимальный уровень номинального дохода, который необходим для того, чтобы при изменившихся ценах можно было получать прежний объем полезности. Поскольку бюджетное ограничение I 3 учитывает изменение цены товара и исключает эффект дохода, можно сделать вывод, что оно характеризует только влияние эффекта замещения на величину спроса, в результате последняя изменяется на ∆ S.

Эффект дохода можно определить как разность между общим эффектом изменения цены и эффектом замещения. На графиках эффект дохода обозначен ∆ I. Данное изменение величины спроса связано с переходом от одной бюджетной линии к другой, т.е. с увеличением покупательной способности потребителя.

Таким образом, разграничение эффектов дохода и замещения позволяет судить о характере поведения спроса в зависимости от изменения цены товара, что и имеет важное значение для понимания принципов рыночного ценообразования.

Рекомендуемая литература:

Бомол У.Дж., Блайндер А.С. Экономикс. Принципы и политика: Учеб. / Под ред. А.Г. Грязновой. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2004. С. 63-90

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика / Под общ. ред. В.М. Гальперина. В 3 т. СПб.: Экономическая школа ГУВШЭ, Экономикус ОМЕГА Л, 2008. Т.1. С. 101-172

Кац М.. Роузен Х. Микроэкономика. Минск: Новое знание, 2004. С.27-97,114-147.

Микроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. Минск: БГЭУ, 2009. С. 26-58

Микроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. Мн.: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2006. С. 20-47

Микроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. С.А. Константинова, В.А. Воробьева, Л.В. Пакуш, А.М. Филипцова. Минск: ИВЦ Минфина, 2007. С. 41-86

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. 2 е изд. М.: Норма, 2009. С. 120-157

Тарануха Ю.В. Микроэкономика: Учеб. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. 2 е изд. М.: Дело и Сервис, 2009. С.109-170

Тарасевич А.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учеб. 6 е изд. М.: Высшее образование 2007, С 71-120


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: