Олигополия и эффективность

При исследовании эффективности рыночных структур имеют в виду прежде всего максимизацию общественного благосостояния, а не прибыльность функционирования самой фирмы.

Рассматривая эффективность рынка олигополии, следует отметить, что на нем цена выше, чем на рынке совершенной конкуренции, а объем продаж меньше, чем на рынке совершенной конкуренции. Цена не соответствует минимальному значению средних издержек, поэтому не достигается производственная эффективность. Во многом это связано с затратами на защиту рынка от конкурентов, неценовую конкуренцию, дифференциацию продукции, Х- неэффективностью. Цена не соответствует предельным издержкам и предельному доходу. Поэтому не достигается эффективность распределения, то есть структура и объем выпускаемой продукции не позволяет в полной мере удовлетворить платежеспособный спрос потребителей.

Вместе с тем, рынок олигополии характеризуется и определяется достоинствами:

1) На рынке олигополии может производиться дифференциация продукции и неценовая конкуренция заставляет фирмы совершенствовать продукцию, более разнообразно удовлетворять потребности покупателя;

2) Фирмы обладают большими размерами, получают устойчивую и большую прибыль, часть которой направляется на финансирование научных исследований. Рынок олигополии является наилучшей формой организации рынка с точки зрения внедрения результата НТП. При этом следует учитывать, что фирма не только имеет возможность внедрить результаты, но и вынуждена это делать в силу неценовой конкуренции.

Так как монополизация экономики наносит ущерб потребителю и ухудшает условия функционирования экономики, то во всех странах существуют меры, направленные на борьбу с монополией. Но, прежде чем принять эти меры, необходимо определить, какие фирмы можно считать монополистами, какие рынки монополизированными.

Получение фирмой рыночной власти ведет, с одной стороны, к увеличению излишка производителя, но с другой — к снижению излишка потребителя.

С экономической точки зрения, проблему следует рассматривать в аспекте максимизации эффективности размещения и использования производственных ресурсов.

Идеалом эффективности для общества считается ситуация совершенной конкуренции, когда цены реализации товара фирмами совпадают с уровнем предельных издержек последних, а в долгосрочном периоде производство осуществляется с самыми низкими (из возможных) средними издержками. Такое состояние рынка максимизирует сумму излишков потребителей и производителей (рис. 6.17).

Рис.6.17 – Монополизм и общественное благосостояние

Эффективность олигополии следует рассматривать прежде всего с точки зрения складывающихся уровня цен и объема производства в отрасли. В различных моделях олигополии параметры равновесия (т.е. цен и объемов выпуска) устанавливаются по-разному.

Известно, что чем более низкая цена на товар устанавливается олигополистами (по возможности на уровне предельных издержек) и чем больший объем выпуска товаров наблюдается, тем выше эффективность данной рыночной структуры с общественной точки зрения. Самая низкая эффективность олигополии бывает при кооперативной игре, т.е. сговоре фирм, когда они действуют практически как единая монополия. Самая высокая эффективность будет при поведении олигополистов, соответствующем в модели Бертрана, т.е. при некооперативной игре с одновременным установлением цен.

В таблице 6.4 приводятся параметры цен и объемов производства в различных моделях олигополии.

Предполагается простейшая модель рыночного спроса: Р = a — b Q, где Р — цена товара на рынке, Q — объем производства товара всеми фирмами на рынке, параметр а характеризует максимально возможную цену товара, при которой объем спроса будет стремиться к нулю, параметр b характеризует наклон кривой спроса. Кроме этого, в приведенных формулах в таблице используется параметр с, под которым понимается величина издержек на производство единицы рассматриваемого товара.

Таблица 6.4 - Параметры цен и объемов производства в различных моделях олигополии

В среднем по отрасли разница между ценой реализации продукции и величиной предельных издержек фирм зависит от количества предприятий в отрасли, их рыночных долей, а также эластичности спроса на продукцию по цене.

Еще одной важной составляющей эффективности является наличие положительных внешних эффектов в отрасли, важнейшим из которых можно признать научно-технический прогресс. Если фирмы финансируют научные изыскания, тем самым содействуя развитию всего общества, это является признаком эффективности.

С одной стороны, олигополистические фирмы, как и монополисты, могут сдерживать научно-технический прогресс, так как с появлением инноваций приходится отказываться от устаревшего оборудования, и это затрудняет прибыльное использование всего вложенного капитала. Но с другой стороны, олигополии имеют значительную экономическую прибыль, им по силам финансировать научные исследования, тем самым способствуя научно-техническому прогрессу. Стимулом к поддержке исследований является возможность получать патенты и лицензии, позволяющие олигополистам укреплять барьеры для вступления в отрасль новых фирм.

С одной стороны, олигополистические фирмы, как и монополисты, могут сдерживать научно-технический прогресс, так как с появлением инноваций приходится отказываться от устаревшего оборудования, и это затрудняет прибыльное использование всего вложенного капитала. С другой стороны, олигополии имеют значительную экономическую прибыль, им по силам финансировать научные исследования, тем самым способствуя научно-техническому прогрессу. Стимулом к поддержке исследований является возможность получать патенты и лицензии, позволяющие олигополистам укреплять барьеры для вступления в отрасль новых фирм.

Таким образом, взаимосвязь структуры рынка и темпов научно-технического прогресса неоднозначна. В некоторых монополизированных отраслях наблюдается отставание научно-технического развития, в других, наоборот — его ускорение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: