Предприятия-монополисты включаются в соответствующий государственный реестр

Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Государственный реестр субъектов естественных монополий

Антимонопольная политика проводится с использованием различных инструментов, но основными ее задачами являются снижение цен и увеличение объемов продаж на рынке.

Антимонопольное законодательство Республики Беларусь представлено Законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10.12.1992 г., Законом «О естественных монополиях» от 16.12.2002 г., Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции» от 13.10.2009 г. и рядом других нормативных актов.

Антимонопольное регулирование осуществляется соответствующим Департаментом Министерства экономики Республики Беларусь.

По состоянию на начало 2010 г. в Государственном реестре субъектов естественных монополий на республиканском уровне к таковым относилось 29 организаций. Из них по видам деятельности: услуги по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам — 10 естественных монополий; услуги по электро-, тепло-, водоснабжению и водоотведению — 6 монополий; услуги связи — 2 монополии; услуги, представляемые транспортными терминалами, аэропортами, железной дорогой, обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением — 11 монополий. Кроме того, существуют естественные монополии местного уровня.

Предельные уровни рентабельности товаров, производимых и реализуемых организациями-монополистами на территории Республики Беларусь

Рыночная власть означает способность экономического субъекта воздействовать на параметры рыночного равновесия (цены и объемы продаж) в собственных интересах.

В некоторых отраслях конкуренция неосуществим а в принципе, благодаря чему возникает естественная монополия в ряде отраслей наблюдается продолжительный положительный эффект масштаба производства, в результате которого минимальные средние издержки достигаются при очень значительных объемах выпуска фирмы могут обладать монопольным правом на источники специфического сырья или на ресурсы, предложение которых ограничено существуют юридические ограничения (например, патенты, лицензии) фирмы могут захватить значительную долю рынка, используя методы «нечестной» конкуренции (например, демпинговые цены, подкуп государственных чиновников и т.д.)

В настоящее время существуют следующие подходы к определению монополизации экономики:

1) Индекс Герфиндаля-Хиршмана. Он показывает степень монополизации рынка. Данный показатель также основан на учете доли рынка, контролируемого фирмами, действующими на этом рынке. В этом случае необходимо определить долю рынка, которую контролирует каждая фирма

H = S12 + S22 + S32 + …+Sn2

Если на рынке одна фирма, то этот показатель равен 10000. Считается, что рынок монополизирован, если индекс больше 1850.

Коэффициент Лернера рассчитывается как отношение разницы между ценой реализации продукции и предельными издержками ее производства к цене продукции:

2) Индекс Лернера показывает степень монопольной власти отдельной фирмы. Существует несколько методик расчета данного показателя:

=

Чем больше индекс Лернера, тем выше монопольная власть фирмы, так как считается, что фирма может увеличить объем прибыли, прежде всего, за счет роста цены, а цену она может увеличить лишь в том случае, если занимает господствующее положение на рынке.

Коэффициент Лернера может принимать значения от нуля до единицы. Чем больше его значение, т.е. чем больше разница между ценой продукции и величиной предельных издержек, тем выше степень монопольной власти фирмы на рынке.

3) Коэффициент концентрации — это выраженное в процентах отношение объема продаж определенного количества крупнейших фирм (например, трех, четырех, шести или восьми) к общему, отраслевому объему продаж. 

Уровень концентрации. В связи с этим подходом исследуется доля рынка, которая принадлежит 1,2,3 фирмам. Рынок считается монополизированным, если доля крупных фирм превышает определенный показатель. В Беларуси фирма считается монополистом, если она контролирует более 30% объема продаж на рынке. Источником для определения уровня концентрации являются статистические данные об объеме производства и продаж на рынке за год.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Микроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н. Сухарева и др. Мн.: БГЭУ, 2007. С. 143—181.

2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учеб. 17-е изд. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 534—562, 706—726.

3. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика. 18-е изд. М.; СанктПетербург; Киев: ИД «Вильямс», 2009. С. 365—402.

4. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика / Под общ. ред. В.М. Гальперина. В 3 т. СПб.: Экономическая школа ГУВШЭ, Экономикус, ОМЕГА-Л, 2008. Т.2. С. 150—254.

5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. 2-е изд. М.: Норма, 2009. С. 249—278.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: