Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках | Государственный реестр субъектов естественных монополий |
Антимонопольная политика проводится с использованием различных инструментов, но основными ее задачами являются снижение цен и увеличение объемов продаж на рынке.
Антимонопольное законодательство Республики Беларусь представлено Законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10.12.1992 г., Законом «О естественных монополиях» от 16.12.2002 г., Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции» от 13.10.2009 г. и рядом других нормативных актов.
Антимонопольное регулирование осуществляется соответствующим Департаментом Министерства экономики Республики Беларусь.
По состоянию на начало 2010 г. в Государственном реестре субъектов естественных монополий на республиканском уровне к таковым относилось 29 организаций. Из них по видам деятельности: услуги по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам — 10 естественных монополий; услуги по электро-, тепло-, водоснабжению и водоотведению — 6 монополий; услуги связи — 2 монополии; услуги, представляемые транспортными терминалами, аэропортами, железной дорогой, обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением — 11 монополий. Кроме того, существуют естественные монополии местного уровня.
|
|
Предельные уровни рентабельности товаров, производимых и реализуемых организациями-монополистами на территории Республики Беларусь
Рыночная власть означает способность экономического субъекта воздействовать на параметры рыночного равновесия (цены и объемы продаж) в собственных интересах.
В некоторых отраслях конкуренция неосуществим а в принципе, благодаря чему возникает естественная монополия | в ряде отраслей наблюдается продолжительный положительный эффект масштаба производства, в результате которого минимальные средние издержки достигаются при очень значительных объемах выпуска | фирмы могут обладать монопольным правом на источники специфического сырья или на ресурсы, предложение которых ограничено | существуют юридические ограничения (например, патенты, лицензии) | фирмы могут захватить значительную долю рынка, используя методы «нечестной» конкуренции (например, демпинговые цены, подкуп государственных чиновников и т.д.) |
В настоящее время существуют следующие подходы к определению монополизации экономики:
|
|
1) Индекс Герфиндаля-Хиршмана. Он показывает степень монополизации рынка. Данный показатель также основан на учете доли рынка, контролируемого фирмами, действующими на этом рынке. В этом случае необходимо определить долю рынка, которую контролирует каждая фирма
H = S12 + S22 + S32 + …+Sn2
Если на рынке одна фирма, то этот показатель равен 10000. Считается, что рынок монополизирован, если индекс больше 1850.
Коэффициент Лернера рассчитывается как отношение разницы между ценой реализации продукции и предельными издержками ее производства к цене продукции:
2) Индекс Лернера показывает степень монопольной власти отдельной фирмы. Существует несколько методик расчета данного показателя:
=
Чем больше индекс Лернера, тем выше монопольная власть фирмы, так как считается, что фирма может увеличить объем прибыли, прежде всего, за счет роста цены, а цену она может увеличить лишь в том случае, если занимает господствующее положение на рынке.
Коэффициент Лернера может принимать значения от нуля до единицы. Чем больше его значение, т.е. чем больше разница между ценой продукции и величиной предельных издержек, тем выше степень монопольной власти фирмы на рынке.
3) Коэффициент концентрации — это выраженное в процентах отношение объема продаж определенного количества крупнейших фирм (например, трех, четырех, шести или восьми) к общему, отраслевому объему продаж.
Уровень концентрации. В связи с этим подходом исследуется доля рынка, которая принадлежит 1,2,3 фирмам. Рынок считается монополизированным, если доля крупных фирм превышает определенный показатель. В Беларуси фирма считается монополистом, если она контролирует более 30% объема продаж на рынке. Источником для определения уровня концентрации являются статистические данные об объеме производства и продаж на рынке за год.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Микроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н. Сухарева и др. Мн.: БГЭУ, 2007. С. 143—181.
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учеб. 17-е изд. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 534—562, 706—726.
3. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика. 18-е изд. М.; СанктПетербург; Киев: ИД «Вильямс», 2009. С. 365—402.
4. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика / Под общ. ред. В.М. Гальперина. В 3 т. СПб.: Экономическая школа ГУВШЭ, Экономикус, ОМЕГА-Л, 2008. Т.2. С. 150—254.
5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. 2-е изд. М.: Норма, 2009. С. 249—278.