Производные нитрофурана

Антисептики, относящиеся к производным нитрофурана, характеризуются высокой противомикробной активностью и относительно малой токсичностью для человека, поэтому многие производные нитрофурана могут применяться не только как антисептики, но и как химиотерапевтические средства. Наибольшее распространение в качестве антисептика из препаратов данной группы получил нитрофурал (фурацилин).

Нитрофурал (фурацилин) применяют, главным образом, наружно для обработ­ки ран, кожи, слизистых оболочек, для промывания серозных и суставных поло­стей. Препарат не вызывает раздражения тканей.

· Подготовьте материал лекции.

· Ответьте на следующие вопросы:

  1. Что такое антисептики и дезинфицирующие средства?
  2. Чем они отличаются?
  3. Каким требованиям должны отвечать антисептики?
  4. Какова классификация антисептиков?
  5. Расскажите о каждой группе препаратов по плану: а) название, б) механизм действия, в) применение.
    • Используя справочную литературу, запишите латинские названия препаратов в тетрадь для практической работы.
    • Выпишите в рецептурнике рецепты по данной теме (см.КИМ)

Литература:

  1. Фармакология с рецептурой», учебник/ М.Д. Гаевый, 2004 г.,

изд. центр «Март».

  1. «Фармакология с общей рецептурой», учебное пособие для мед. училищ, В.В. Майский 2008 г.
  2. «Фармакология» учебник, В.В. Ряженов, 2004 г.
  3. «Фармакология», Н.И. Федюкович, 7 изд., учебник для мед. училищ и колледжей, Ростов н/Д Феникс, 2008 г.
  4. «Фармакология с общей рецептурой», Д.А. Харкевич, учебник 3 изд. исправленное и дополненное, 2010 г., ГЭОТАР МЕДИА
  5. «Руководство по общей рецептуре», учебное пособие, Н.Б. Анисимова, изд. Мед. 2006 г.
  6. М.Д. Гаевый Л.М.Гаевая «Фармакология с рецептурой» «КНО – Рус» М. 2011г


Методические рекомендации к практическому занятию

Тема: Химиотерапевтические средства.

Студент должен знать:

- классификацию антибиотиков по типу и спектру действия, по химическому строению,

- правила применения,

- общие побочные эффекты и противопоказания для каждой группы антибиотиков,

Студент должен уметь:

- рассчитать количество таблеток и капсул,

- пользуясь справочной литературой, выписать в рецептах препараты антибиотиков, дать рекомендации по приему.

Формируемые компетенции.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3 Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4 Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 4.6 Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ПК 4.7 Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

· Изучите теоретическую часть.

Антибиотики — это химиотерапевтические вещества биологического проис­хождения, избирательно угнетающие жизнедеятельность микроорганизмов.

При классификации антибиотиков используют различные принципы.

В зависимости от источников получения, антибиотики разделяются на две группы: природные (биосинтетические), продуцируемые микроорганизмами и низшими грибами, и полусинтетические, получаемые в результате модификации структуры природных антибиотиков.

Характер (тип) действия антибиотиков может быть бактерицидным (фунги-или протозоацидным, в зависимости от возбудителя), под которым понимается полное разрушение клетки инфекционного агента, и бактериостатическим (фун-ги-, протозоастатическим), которое проявляется прекращением роста и деления его клеток.

Бактерицидный или бактериостатический характер влияния антибиотиков на микрофлору во многом определяется особенностями механизма их действия. Ус­тановлено, что противомикробное действие антибиотиков развивается, в основ­ном, как следствие нарушения:

1) синтеза клеточной стенки микроорганизмов;

2) проницаемости цитоплазматической мембраны микробной клетки;

3) внутриклеточного синтеза белка в микробной клетке;

4) синтеза РНК в микроорганизмах.

По спектру антимикробного действия антибиотики можно условно разделить на препараты широкого спектра действия (действующие на грамположительную и грамотрицательную микрофлору: тетрациклины, левомицетин, аминогликози­ды, цефалоспорины, полусинтетические пенициллины) и препараты узкого спектра действия. Вторую группу в свою очередь можно разделить на ан­тибиотики, действующие преимущественно на грамположительную микрофлору (биосинтетические пенициллины, макролиды) и антибиотики, действующие пре­имущественно на грамотрицательную микрофлору (полимиксины). Кроме того, различают противогрибковые и противоопухолевые антибиотики.

По клиническому применению выделяют основные антибиотики, с кото­рых начинают лечение до определения чувствительности к ним микроорганиз­мов, вызвавших заболевание, и резервные, которые применяют при устойчи­вости микроорганизмов к основным антибиотикам или при непереносимости последних.

В процессе применения антибиотиков к ним может развиться устойчивость (резистентность) микроорганизмов, т.е. способность микроорганизмов размно­жаться в присутствии терапевтической дозы антибиотика. Резистентность мик­роорганизмов к антибиотикам может быть природной и приобретенной.

Соблюдение принципов применения химиотерапевтических средств позволя­ет уменьшить вероятность возникновения устойчивости.

Несмотря на то, что антибиотики характеризуются высокой избирательнос­тью действия, тем не менее они оказывают целый ряд побочных эффектов аллер­гической и неаллергической природы.

ПЕНИЦИЛЛИНЫ.

Все пенициллины по способу получения можно разделить на природные (био­синтетические) и полусинтетические.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: