Антисептики, относящиеся к производным нитрофурана, характеризуются высокой противомикробной активностью и относительно малой токсичностью для человека, поэтому многие производные нитрофурана могут применяться не только как антисептики, но и как химиотерапевтические средства. Наибольшее распространение в качестве антисептика из препаратов данной группы получил нитрофурал (фурацилин).
Нитрофурал (фурацилин) применяют, главным образом, наружно для обработки ран, кожи, слизистых оболочек, для промывания серозных и суставных полостей. Препарат не вызывает раздражения тканей.
· Подготовьте материал лекции.
· Ответьте на следующие вопросы:
- Что такое антисептики и дезинфицирующие средства?
- Чем они отличаются?
- Каким требованиям должны отвечать антисептики?
- Какова классификация антисептиков?
- Расскажите о каждой группе препаратов по плану: а) название, б) механизм действия, в) применение.
- Используя справочную литературу, запишите латинские названия препаратов в тетрадь для практической работы.
- Выпишите в рецептурнике рецепты по данной теме (см.КИМ)
Литература:
- Фармакология с рецептурой», учебник/ М.Д. Гаевый, 2004 г.,
изд. центр «Март».
- «Фармакология с общей рецептурой», учебное пособие для мед. училищ, В.В. Майский 2008 г.
- «Фармакология» учебник, В.В. Ряженов, 2004 г.
- «Фармакология», Н.И. Федюкович, 7 изд., учебник для мед. училищ и колледжей, Ростов н/Д Феникс, 2008 г.
- «Фармакология с общей рецептурой», Д.А. Харкевич, учебник 3 изд. исправленное и дополненное, 2010 г., ГЭОТАР МЕДИА
- «Руководство по общей рецептуре», учебное пособие, Н.Б. Анисимова, изд. Мед. 2006 г.
- М.Д. Гаевый Л.М.Гаевая «Фармакология с рецептурой» «КНО – Рус» М. 2011г
Методические рекомендации к практическому занятию
Тема: Химиотерапевтические средства.
Студент должен знать:
- классификацию антибиотиков по типу и спектру действия, по химическому строению,
- правила применения,
- общие побочные эффекты и противопоказания для каждой группы антибиотиков,
Студент должен уметь:
- рассчитать количество таблеток и капсул,
- пользуясь справочной литературой, выписать в рецептах препараты антибиотиков, дать рекомендации по приему.
Формируемые компетенции.
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. |
ПК 2.1 | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.2 | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК 2.3 | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. |
ПК 2.4 | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. |
ПК 2.6 | Вести утвержденную медицинскую документацию. |
ПК 4.6 | Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий. |
ПК 4.7 | Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала. |
· Изучите теоретическую часть.
Антибиотики — это химиотерапевтические вещества биологического происхождения, избирательно угнетающие жизнедеятельность микроорганизмов.
При классификации антибиотиков используют различные принципы.
В зависимости от источников получения, антибиотики разделяются на две группы: природные (биосинтетические), продуцируемые микроорганизмами и низшими грибами, и полусинтетические, получаемые в результате модификации структуры природных антибиотиков.
Характер (тип) действия антибиотиков может быть бактерицидным (фунги-или протозоацидным, в зависимости от возбудителя), под которым понимается полное разрушение клетки инфекционного агента, и бактериостатическим (фун-ги-, протозоастатическим), которое проявляется прекращением роста и деления его клеток.
Бактерицидный или бактериостатический характер влияния антибиотиков на микрофлору во многом определяется особенностями механизма их действия. Установлено, что противомикробное действие антибиотиков развивается, в основном, как следствие нарушения:
1) синтеза клеточной стенки микроорганизмов;
2) проницаемости цитоплазматической мембраны микробной клетки;
3) внутриклеточного синтеза белка в микробной клетке;
4) синтеза РНК в микроорганизмах.
По спектру антимикробного действия антибиотики можно условно разделить на препараты широкого спектра действия (действующие на грамположительную и грамотрицательную микрофлору: тетрациклины, левомицетин, аминогликозиды, цефалоспорины, полусинтетические пенициллины) и препараты узкого спектра действия. Вторую группу в свою очередь можно разделить на антибиотики, действующие преимущественно на грамположительную микрофлору (биосинтетические пенициллины, макролиды) и антибиотики, действующие преимущественно на грамотрицательную микрофлору (полимиксины). Кроме того, различают противогрибковые и противоопухолевые антибиотики.
По клиническому применению выделяют основные антибиотики, с которых начинают лечение до определения чувствительности к ним микроорганизмов, вызвавших заболевание, и резервные, которые применяют при устойчивости микроорганизмов к основным антибиотикам или при непереносимости последних.
В процессе применения антибиотиков к ним может развиться устойчивость (резистентность) микроорганизмов, т.е. способность микроорганизмов размножаться в присутствии терапевтической дозы антибиотика. Резистентность микроорганизмов к антибиотикам может быть природной и приобретенной.
Соблюдение принципов применения химиотерапевтических средств позволяет уменьшить вероятность возникновения устойчивости.
Несмотря на то, что антибиотики характеризуются высокой избирательностью действия, тем не менее они оказывают целый ряд побочных эффектов аллергической и неаллергической природы.
ПЕНИЦИЛЛИНЫ.
Все пенициллины по способу получения можно разделить на природные (биосинтетические) и полусинтетические.