Сущность процесса распределения товаров

Как только производство товара завершено, с учетом реальных нужд и потребностей произведенные товары должны быть доставлены в нужное место, в заданное время и в необходимом количестве. Чтобы обеспечить это, това­ропроизводителю следует принять и реализовать соответствую­щие управленческие решения, совокупность которых определяет так называемое распределение товаров (рис. 1).

Таким образом, под распределением имеется в виду установление определенной совокупности мероприятий, в результате выполнения которых обеспечивается перемещение необходимых товаров в пространстве и времени от производите­ля к месту продажи и потребления.

Перемещение товаров не все­гда может осуществлять сам товаропроизводитель. Да и не все­гда следует ему это делать.

Во-первых, для обеспечения товаро­движения необходимы соответствующие - финансовые ресурсы, которые могут и отсутствовать у производителя (например кондитерская корпорация Рошен продает свою продукцию через 8 тыс. дилеров, вряд ли даже такая большая компания может позволить себе выкупит их все).

Во-вторых, если соответствующие финансовые ресурсы и имеются, то их более целесообразно вложить в производство, а не в обращение.

В-третьих, очень важно то, что производитель может специализироваться лишь на изготовлении определенной продукции, постоянно учитывая конкретные запросы покупателей и обеспечивая более полное их удовлетворение, в то время как реализация отдельных функций политики распределения передается другим предпринимательским структурам, так называемым посредникам.

Эффективная политика распределения может быть обеспечена, если одновременно с производителем в доставке товаров потребителям и в смене собственности на них непосредственное участие принимают и другие предпринимательские структуры. При этом совокупность фирм, а также отдельных людей, принимающих на себя право собственности или способствующих его передаче другим по пути движения товара от производителя к потребителю, образует канал распределения.

Канал распределения – это совокупность фирм, принимающих право собственности или способствующих его передачи другим по пути движения товара от производителя к потребителю.

Сколько и каких каналов распределения необходимо выбрать конкретному производителю – это одно из основных решений принимаемых в процессе реализации политики распределения.

Рис. 1 – Распределение товаров

Каналы распределения могут быть трех видов: прямые, косвенные и смешанные.

Прямые каналы организуются для перемещения товаров и услуг без участия посреднических организаций. Выделяют три типа прямых каналов распределения:

1) когда реализация товаров изготовителями осуществляется на основе только прямых контактов;

2) когда в распределении участвуют оптовые и розничные филиалы производителя;

3) когда в распределении принимают участие и независимые посредники, к которым право собственности на товар не переходит

Разновидностями прямых каналов распределения являются:

- распределение по прямым заказам потребителей;

- продажа по телефону;

- посылочная торговля (торговля по каталогам);

- торговля через принадлежащие производителю магазины;

- продажа по объявлениям.

В качестве самостоятельного элемента канала распределения могут быть представлены организации рыночной инфраструктуры, помогающие активизировать процесс распределения продукции.

Это:

o товарные биржи;

o ярмарки;

o выставки.

Косвенные каналы распределения чаще всего используются при реализации потребительских товаров. Они могут так же использоваться и при реализации продукции производственного назначения, если ее потребителями является значительное число небольших фирм с небольшим объемом потребления данной продукции.

Косвенные каналы обычно используются предприятиями, которые с целью расширения своих рынков и увеличения объемов сбыта, готовы отказаться от многих сбытовых функций и расходов, и соответственно, от определенной доли контроля над сбытом, а также несколько ослабить контакты с потребителями, передав функции перемещения товаров посреднику.

К косвенным каналам распределения относятся многоуровневые каналы распределения, включающие одного и более посредников, которые участвуют в продвижении товара от изготовителя к конечному потребителю, приобретая при этом право собственности на распределяемые товары и указанные услуги.

Смешанные каналы распределения представляют собой различные комбинации прямых и косвенных каналов. Главной их отличительной чертой является то, что их представителями выступают как сбытовые подразделения, принадлежащие изготовителю, так и независимые оптовые и розничные торговые фирмы.

Смешанные каналы распределения могут использоваться в равной степени при реализации, как потребительских товаров, так и продукции производственного назначения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: