Механизм реализации прав и свобод

Потенциал прав и свобод личности может быть реализован лишь тогда, когда для этого существуют необходимые условия политического, экономического, нравственного, организационного и иного порядка. Процесс реализации прав и свобод регулируется особым механизмом, который включает в себя систему юридических норм гарантирующих правореализацию, то есть деятельность властных структур и активное поведение самого индивида по материализации своих субъективных прав, достижению закрепленных этими правами благ и социальных ценностей.

Однако законодательство не может удовлетворить всех запросов граждан и учесть многообразие явлений общественной жизни, влияющих на эффективность реализации ими своих субъективных прав. Более того, даже регламентированные правовые нормы всегда реализовываются в полном объеме вследствие ослабления системы гарантий, злоупотреблений со стороны должностных лиц и других непрогнозируемых издержек. Имеются в виду такие негативные явления, как бюрократический произвол, некомпетентность чиновников, межнациональные конфликты, бессилие власти, нарушения законности и др.

Основными формами реализации прав являются:

1. Использование правовых норм, то есть добровольные активные действия граждан по реальному приобретению благ, содержащихся в закрепленных этими нормами правах. Оно может осуществляться по собственной инициативе (свобода слова, вероисповедания), с помощью других субъектов (консультантов, адвокатов), а также в процессуально-процедурном порядке (получение паспортов, виз, политического убежища, водительских прав).

2. Исполнении – отправлении индивидом своих юридических обязанностей, заключающееся в совершении предусмотренных законом действий.

3. Соблюдение – пассивное поведение гражданина, обязанного не нарушать своими действиями установленных законом правовых запретов.

4. Применение – действия властных структур, обязанность которых защищать интересы граждан путем использования норм, закрепляющих их права.

Реализация прав и свобод сопряжена с использованием управомочивающих, обязывающих и запрещающих норм. Из наиболее употребляемыми являются правомочивающие нормы, которые предоставляют обладателю прав возможность свободного выбора времени, путей и средств их реализации. (Пример: используя свое конституционное право на труд, гражданин сам выбирает профессии и место работы).

Обязывающие нормы предписывают лицу точно и в полном объеме выполнять свои обязанности (Пример: отбывать воинскую повинность, сохранять окружающую среду).

Запрещающие нормы предписывают гражданину запрет тех действий, которые не угодны государству и не отвечают интересам его граждан.

Реализация права имеет свои границы. Она не должна нарушать права и свободы других людей, не должна сопровождаться экстремальными действиями по насильственному изменению конституционного строя, разжиганием расовой вражды, призывами к межнациональным конфликтам и др.

Принципами реализации являются простота использования прав, обеспеченность социально-экономическими, политическими и правовыми гарантиями, экономия времени и средств, эффективность процесса реализации.

В Российской Федерации защита прав и свобод личности, а также борьба с правонарушениями должна вестись законными средствами. Все властно-исполнительные структуры государства должны осуществлять (в пределах своей компетенции) функцию обеспечения реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов. Однако, несмотря на существующие недостатки, защита этих прав и свобод целиком ложится на правоохранительные органы, среди которых ведущее положение занимают органы внутренних дел и, в частности, милиция.

В законе РФ «О милиции» обозначены задачи, которые состоят в следующем:

- Обеспечение личной безопасности граждан;

- Своевременное предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

- Быстрое и полное раскрытие преступлений;

- Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- Защита собственности от противоправных посягательств;

- Оказание правовой и организационной помощи гражданам, должностным лицам и иным субъектам в осуществлении их законных прав и интересов.

В соответствии с этими задачами основными направлениями деятельности милиции принято считать:

1. Административная;

2. Оперативно-розыскная;

3. Уголовно-процессуальная.

Эти задачи и направления деятельности ОВД имеют не только декларативный характер, а обеспечены доступным механизмом реализации.

Функционирование структурных звеньев милиции подчинено борьбе с различного рода правонарушениями, каждое из которых посягает на права, провозглашенные Конституцией и другими законодательными актами Российской Федерации.

Методами, посредством которых органы внутренних дел оказывают воздействие на волю и сознание граждан, с целью побудить их к правопослушному поведению, являются:

1. Убеждение

2. Принуждение.

Нормотворческая деятельность органов внутренних дел носит подзаконный характер, поскольку направлена на создание ведомственных нормативных актов. Их цель – регулирование различных сторон функционирования органов внутренних дел. Однако в какой бы области не регулировалась их деятельность, она не регулировалась их деятельность, она неизменно преследует главную цель – защиту прав и свобод граждан.

Особо следует отметить, что МВД РФ обладает правом законотворческой инициативы. Она заключается в подготовке и представлении в Государственную Думу, Правительство и Президенту РФ проектов нормативных актов по вопросам предупреждения и борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и общественной безопасности и другим видам деятельности органов внутренних дел.

Второй формой деятельности органов внутренних дел является правоприменение. Эту форму следует рассматривать в качестве одного из наиболее действенных элементов механизма реализации правовых норм и принятия государственно-властных решений по индивидуально-конкретным делам.

Более того, осуществление многих, провозглашенных Конституцией и другими нормативными актами прав и свобод, может быть достигнуто лишь посредством применения соответствующей правовой нормы.

Вместе с тем, правоприменение является формой управленческой деятельности, поскольку выражается в непосредственном воздействии властных полномочий на участников общественных отношений. Это воздействие выступает в виде правовых актов, предписания которых обязательны для исполнения органами или лицами, которым они адресованы. Причем такие предписания обеспечиваются возможностью применения мер государственного принуждения.

Закон РФ «О милиции» говорит о возможности использования физической силы, огнестрельного оружия, специальных средств, боевых приемов борьбы.

При применении со стороны сотрудников милиции принудительных мер, следует в обязательном порядке руководствоваться «Законом о милиции». Так, применение сотрудниками милиции принудительных мер может иметь место лишь на правовой основе Закона РФ «О милиции» и иных нормативных актов, положения которых, а также вытекающие из них права гражданина должны быть доведены до его сведения, если в сложившийся ситуации такое уместно и возможно.

Таким образом, милиция обеспечивает личную безопасность граждан, жизнь, здоровья, права и свободы, имущество от противоправных посягательств. Охраняя общественный порядок, органы внутренних дел обеспечивают нормальные условия для труда и отдыха граждан.

Сотрудники милиции принимают меры по оказанию неотложной помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, а также находящихся в общественных местах в беспомощном состоянии.

При стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах органы внутренних дел участвуют в спасении людей, организуют охрану имущества граждан, оставшегося без присмотра; обеспечивают сохранность найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества и принимают меры по их возврату законным владельцам и др.

Защита и охрана прав и свобод человека как высшей социальной ценности выступают в качестве важнейшей обязанности органов внутренних дел.

Другими словами, Законом предусмотрено и техническая сторона реализации гражданином своих прав и свобод:

- Обращение за квалифицированной юридической помощью;

- Возможность, а для несовершеннолетних необходимость известить о произведенном задержании своих родственников, администрацию по месту учебы и работы;

- Оказание необходимой доврачебной помощи во всех случаях, а при необходимости и вызов специализированной помощи;

- Обеспечение безопасности самого задержанного, а при необходимости – его близких, жизни, здоровью или имуществу которых может угрожать опасность.

Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод граждан обязан разъяснить на каком основании были применены эти меры воздействия, а так же возникшие в связи с этим права и обязанности гражданина (Пример: в установленном законом порядке право обжаловать действия и решения сотрудников милиции), которая базируется на общей норме ст. 24 Конституции РФ, (о возможности ознакомления с материалами, непосредственно затрагивающие права и свободы человека).

Однако, в качестве правовой гарантии в механизме гарантий прав и свобод человека и гражданина необходимо рассматривать и юридическую ответственность, которая состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершения правонарушения, за исполнение или ненадлежащие исполнение юридических обязанностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: