Коллективные субъекты административного права

Среди субъектов административного права органы исполнительной власти (исполнительные органы, органы государственного управления) занимают особое место. Это самая многочисленная (из числа организаций) группа субъектов административного права, объединенная единым руководством и подчинением, действующая согласованно и целенаправленно.

Исполнительные органы наделены государственной компетенцией, которая по своему объему является более широкой по сравнению с компетенцией других субъектов административного права. Практически она охватывает все области и сферы государственного управления.

Органы исполнительной власти наделены, в рамках своей компетенции, определенными управленческими полномочиями в отношении иных субъектов административного права, например, граждан или общественных организаций, чего нельзя сказать о других субъектах.

Органы исполнительной власти состоят в системе государственного аппарата, объединяющего еще органы представительные (законодательные), президента, органы правосудия, прокуратуры и другие государственные органы.

Система государственного аппарата основана на единстве и различии входящих в него органов. Поэтому определить понятие и статус органа исполнительной власти целесообразно в следующем порядке: сначала определить общие признаки, которые имеют все государственные органы, составляющие государственный аппарат, а затем выделить те особенности, которые отличают органы управления от других государственных органов.

Органы исполнительной власти, являясь составной частью государственного аппарата, как и другие государственные органы, действуют от имени государства и по его поручению, имеют свою структуру, наделены государственными полномочиями, имеют территориальные масштабы своей деятельности, располагают источниками финансирования, словом, обладают всеми признаками государственного органа. Они призваны в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением. Органы исполнительной власти, и только они, наделены управленческими полномочиями в отношении иных субъектов административного права, включая граждан, общественные объединения.

Каждое звено государственного аппарата имеет свои признаки, особенности, определяющие основы его организационно-правового статуса.

Компетенция органов исполнительной власти закрепляется в Конституции, Федеральном конституционном законе о Правительстве, Законах о других органах, Указах Президента, Положениях о министерствах и ведомствах и других органах[29]. Особенность компетенции органов исполнительной власти заключается не только в ее управленческом характере, но и структуре (задачах и целях органа управления, его функциях, правах, обязанностях и ответственности, формах и методах работы).

Административная правоспособность и дееспособность (правосубъектность) органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением.

Система исполнительных органов строится на определенных принципах – народовластия, законности, разделения властей, федерализма, гласности, приоритета и гарантированности прав личности, централизации и децентрализации.




double arrow
Сейчас читают про: