Среди субъектов административного права органы исполнительной власти (исполнительные органы, органы государственного управления) занимают особое место. Это самая многочисленная (из числа организаций) группа субъектов административного права, объединенная единым руководством и подчинением, действующая согласованно и целенаправленно.
Исполнительные органы наделены государственной компетенцией, которая по своему объему является более широкой по сравнению с компетенцией других субъектов административного права. Практически она охватывает все области и сферы государственного управления.
Органы исполнительной власти наделены, в рамках своей компетенции, определенными управленческими полномочиями в отношении иных субъектов административного права, например, граждан или общественных организаций, чего нельзя сказать о других субъектах.
Органы исполнительной власти состоят в системе государственного аппарата, объединяющего еще органы представительные (законодательные), президента, органы правосудия, прокуратуры и другие государственные органы.
Система государственного аппарата основана на единстве и различии входящих в него органов. Поэтому определить понятие и статус органа исполнительной власти целесообразно в следующем порядке: сначала определить общие признаки, которые имеют все государственные органы, составляющие государственный аппарат, а затем выделить те особенности, которые отличают органы управления от других государственных органов.
Органы исполнительной власти, являясь составной частью государственного аппарата, как и другие государственные органы, действуют от имени государства и по его поручению, имеют свою структуру, наделены государственными полномочиями, имеют территориальные масштабы своей деятельности, располагают источниками финансирования, словом, обладают всеми признаками государственного органа. Они призваны в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением. Органы исполнительной власти, и только они, наделены управленческими полномочиями в отношении иных субъектов административного права, включая граждан, общественные объединения.
Каждое звено государственного аппарата имеет свои признаки, особенности, определяющие основы его организационно-правового статуса.
Компетенция органов исполнительной власти закрепляется в Конституции, Федеральном конституционном законе о Правительстве, Законах о других органах, Указах Президента, Положениях о министерствах и ведомствах и других органах[29]. Особенность компетенции органов исполнительной власти заключается не только в ее управленческом характере, но и структуре (задачах и целях органа управления, его функциях, правах, обязанностях и ответственности, формах и методах работы).
Административная правоспособность и дееспособность (правосубъектность) органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением.
Система исполнительных органов строится на определенных принципах – народовластия, законности, разделения властей, федерализма, гласности, приоритета и гарантированности прав личности, централизации и децентрализации.






