Административная правосубъектность слагается из двух, имеющих самостоятельное правовое значение, элементов: административной правоспособности и административной дееспособности

Административная правоспособность - это установленная и охраняемая государством возможность (способность) субъекта вступать в административно-правовые отношения. Под административно-правовыми отношениями понимаются реальные общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.

Следует иметь в виду, что субъекты административного права тогда становятся субъектами административно-правовых отношений, когда они обладают вторым элементом административной правосубъектности, т. е. административной дееспособностью.

Административная дееспособность подразумевает способность субъекта (лица или организации) своими действиями приобретать права, создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за свои действия.

Условно право- и дееспособность можно обозначить в качестве статистического и динамического элементов административной правосубъектности. Но на практике далеко не всегда возможно проведение между ними четких границ. В частности, для административно-правового регулирования характерна в ряде случаев их неразделимость. Это означает, что оба эти элемента правосубъектности часто возникают одновременно. Например, у исполнительных органов административная правоспособность и дееспособность возникают одновременно, т.е. с момента образования и юридического закрепления их компетенции.

Иногда административная право - и дееспособность не совпадают, что характерно для административно-правового статуса граждан как субъектов административного права и участников административно-правовых отношений: правоспособность возникает с момента рождения, а дееспособность, как правило, с 16 лет.

В зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного права делятся на группы и виды.

Административное право характеризуется большим числом субъектов, притом с разнообразными полномочиями, как в смысле их объема, структуры, так и правовых свойств. Это обусловлено большим объемом сферы административно-правового регулирования, особенно в области государственного управления.

Поэтому целесообразно классифицировать субъекты административного права на группы, каждая их которых имеет свой административно-правовой статус. Субъекты административного права (административно-правовых отношений) могут быть индивидуальными и коллективными, т.е. физическими лицами и организациями.

В основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса (одно лицо и коллектив лиц), так и в наборе, комплексе полномочий субъектов – многие полномочия физических лиц присущи только им и совсем не свойственны организациям и наоборот, например, право жалобы, право и обязанность иметь Устав организации и др.

Физические лица, в свою очередь, как субъекты административного права подразделяются на следующие виды: личность (человек), гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин и лицо без гражданства (апатрид)[26]. Здесь за основу выделения этих видов приняты степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица: у гражданина Российской Федерации один объем правового статуса, у лица без гражданства, хотя и проживающего на территории России, иной объем, у иностранного гражданина на территории Российской Федерации – третий.

Коллективные субъекты административного права (организации) также можно подразделить на группы и виды[27]. В первую очередь все организации следует разделить на государственные и негосударственные организации.

Различие их в том, что первые выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством.

К числу государственных организаций относятся органы государства (представительной, исполнительной власти, в том числе военные структуры, и др.), государственные предприятия и учреждения (образовательные, научные, учреждения культуры и др.).

Негосударственные организации имеют ту особенность, что они не выполняют государственных задач и функций (хотя могут способствовать этому, например, в области противопожарной безопасности – добровольные противопожарные дружины), не финансируются государством и им не управляются. Можно назвать такие виды негосударственных организаций, как общественные объединения граждан (профсоюзы, спортивные организации и другие), кооперативные объединения, объединения по другим интересам, например, политические партии. Есть много других негосударственных организаций (смешанные организации, религиозные и т.д.). Такая классификация негосударственных организаций проводится по их целям, форме собственности, территориальным масштабам деятельности, что прямо отражено в их правовом статусе, его объеме и структуре.

Для системы Министерства по чрезвычайным ситуациям как государственной системы тоже характерно наличие в ней субъектов административного права в виде государственных организаций. Законодательство, в частности Федеральный закон «О статусе военнослужащих» допускает при определенных условиях участие личного состава и в организациях негосударственных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: