Неотомизм

Н. - официальная фи­лософская доктрина католической церк­ви, основывающаяся на учении Фо­мы Аквинского. Энцикликой папы Льва XIII (1879) Н. признан единствен­но истинной философией, соответствую­щей христианским догмам. В 1889 был создан Высший институт философии (Лувен, Бельгия), к-рый и ныне являет­ся международным центром Н., рас­пространенного в странах католическо­го вероисповедания (Франция, Ита­лия, ФРГ, США, страны Лат. Америки). Представители Н.— Маритен (Фран­ция), И. де Фриз, И. Лотц (ФРГ), Ван Стеенберген (Бельгия), Г. Веттер (Ав­стрия), Й. Бохеньский и др. Основу неотомистского учения составляет принцип: «Философия — служанка бо­гословия». Н.— теологическая форма совр. объективного идеализма. Высшей реальностью неотомисты признают «чистое бытие», понимаемое как духов­ное, божественное первоначало. Для доказательства религиозных догм они широко используют фальсифицирован­ные аристотелевские категории формы и материи, потенции и акта (возможно­сти и действительности), существования и сущности. Результатом неотомистских спекулятивных построений является признание бога первопричиной бытия и первооснованием всех философских категорий. Значительное место в Н. за­нимает религиозное истолкование есте­ственнонаучных теорий. В целом фило­софия Н. представляет собой теологиче­ски ориентированную метафизику. По своей проблематике и терминологии по­следняя заметно отличается от средне­векового томизма, в ней эклектически соединены осн. элементы учения Фомы Аквинского (принцип гармонии веры и разума и др.) с отдельными положения­ми новейших идеалистических систем. В совр. условиях, особенно после II Ва­тиканского собора (1962—65), намети­лась новая ориентация Н. на приобще­ние его к совр. философии путем синтеза томистских принципов с нек-рыми идея­ми экзистенциализма, феноменологии, философской антропологии и др. тече­ний идеализма. С т. зр. Н., историче­ский процесс зависит от сверхъестес­твенных трансцендентных сил. Этим фактически исключается возможность активного воздействия человека на ход мировой истории. Социальная филосо­фия Н. осуждает секуляризацию со­циального бытия, т. к. она угрожает существованию целостного человека, ведет к его моральной деградации. От­сюда делается вывод о главенствующей роли религии и церкви в нормальном, естественном развитии об-ва.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: