Проблема сущности мира. Трудности и способ определения материии

Сущность мира — важнейшая, «предельная» проблема человеческого познания, входящая в состав основного вопроса философии.

Сушность — внутренняя определенность предмета; это наиболее важное в предмете. То, что предмет отличает от других.Сущностью обладает любой предмет в мире и мир целиком. Предмет определяют через ближайший род и видовые отличия. Данная процедура практически не работает, когда берется мир в целом, так как у мира нет ближайшего рода и видовые признаки тоже не определяются.

В донаучной философии были предприняты несколько основных попыток решения проблемы сущности мира.

Религия и религиозная философия:

Сущность мира — бог. Он рассматривается как субстанция действительности. Бог как творящая сущность; бог как основание. Т.о. Что есть бог? Религия перечесляет признаки, но не определяет сущность. Какой из атрибутов взять? Бытие? Бытие (можно дать только следующее определение) — не есть небытие. Что есть небытие? Небытие — есть не бытие. Если бог есть все, то бога определяют только через бога. Бог — есть бог (пустое определение, «простой звук»).

Объективный идеализм (Гегель): Основа мира — понятие. Мир — результат развития понятий. От чего отличить понятие? Понятие можно отличить только от самого понятия. (аналогично религиозной фил-ии)

Субъективный идеализм:

Мир — есть комплекс ощущений. Сущность мира — ощущения. Опять же получаем тафтологическое определние.

Натур.философия (17-18 вв.): Сущность мира — природа. Природа состоит из вещей. Что есть вещь? Можем определить только через другую вещь. =)

Мир, с позиций научного материализма:

Единственный способ определения мира и его сущности через то, что в нем самом содержится.

Через какую конкретно вещь можно отличить?

Нужно подбирать условия:

- нечто должно возникать (как часть мира)

- нечто должно находиться в универсальном противоречии к этому миру (грубо говоря: нечто должно быть таким конечным образованием через которое можно было выразить всю бесконечность)

Таким объектом являтся человек. Но человек это — часть мира, следовательно такой же как мир.

- нечто должно быть универсальной противоположностью мира

Таким свойством является сознание.

Мир по отношению к возникающему сознанию существует ДО, существует БЕЗ (ВНЕ, независимо).

Мир — особого рода бытие, особого рода реальность, существующая вне и без сознания, объективная реальность (Ленин).





Подборка статей по вашей теме: