Предмет ф. – наиболее общие стороны (свойства, законы, итд.) мира в целом и его познания, или, иначе, как наиболее общая сущность мира и сущность познания, или сущность мира, сущность человека, место человека в мире, смысл и сущность его существования.
Структура. Научная ф. – система философских наук. Ядро – фундаментальные философские науки: общая ф. («систематическая», онтология, гносеология или «метафизика») и социальная ф. Частные науки базируются на ядре: философия природы («философские проблемы естествознания»), этика, эстетика, логика, научный атеизм, история философии, методология философии, аксиология (теория ценностей), праксеология (теория деятельности). Часть частных наук носит «пограничный» характер – на стыке философии и других наук.
Функции. По отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности ф. может занимать три позиции: Исследовательская позиция (ф. как наиболее общая наука исследует данную сферу), критическая и методологическая позиция (критикует деятельность данной сферы и предписывает ей правила), позиция активного вмешательства (претендует на то, чтобы заменить собой данную сферу деятельности (например, время от времени философия пытается подменить собой науку).
|
|
В целом ф. претендует на выполнение следующих функций:
· Мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира.
· Методологическая функция: формулирует правила познания для всех частных наук.
· Эвристическая (поисковая) функция: создаёт новые области теоретического исследования.
· Функция социальной критики: осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
· Футурологическая функция: отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее.
· Идеологическая функция: создаёт представление о желательном политическом и общественном устройстве.
· Воспитательная и образовательная функция: участвует в формировании личности.