Коммерческая тайна — залог роста прибыли

Коммерческая тайна предприятия - это не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и др., разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.

В рыночной экономике информация становится товаром и должна подчиняться законам товарно-денежных отношений. Каждый собственник имеет право охранять свои интересы, согласованные с интересами других собственников и общества. Коммерческая тайна - это право на определенную свободу предпринимательства, защиту своих интересов во взаимоотношениях с государством и другими субъектами рыночных отношений. Право на коммерческую тайну - это ограничение государственных возможностей командовать в экономике.

Всю коммерческую информацию можно сгруппировать в два основных блока. К категории научно-технической и технологической информации относят сведения о конструкции машин и оборудования, используемых материалах, методах и способах производства, дизайне, программном обеспечении ЭВМ и др. К категории деловой информации относятся:

Ø финансы предприятия (финансовая отчетность, состояние расчетов с клиентами, задолженность, кредиты, платежеспособность, прибыль, себестоимость продукции и др.);

Ø стратегические и тактические планы развития производства, в том числе с использованием новых технологий, изобретений, ноу-хау;

Ø планы и объемы реализации продукции (планы маркетинга, характер и объем торговых операций, уровень цен, складские запасы);

Ø анализ конкурентоспособности своей продукции, эффективность экспорта и импорта, предполагаемое время выхода на рынок;

Ø планы рекламной деятельности;

Ø списки торговых к других клиентов, конкурентов, сведения о взаимоотношениях с ними, их финансовом положении, условиях контрактов и др.;

Ø методы и организация управления;

Ø собственная оценка характера и репутации персонала предприятия;

Ø система организации труда.

В соответствии с ГК РФ (ч. I ст. 139 п. I) информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям оценки:

1. их открытое использование связано с ущербом для предприятия;

2. они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях;

3. предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды;

4. эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом;

5. сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.

Коммерческую тайну не могут составлять сведения, сокрытие которых противоречит интересам государства и общества. В наиболее общем виде это информация:

ü о нерациональном природопользовании;

ü о сверхнормативном загрязнении окружающей среды;

ü о несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющем реальную угрозу здоровью и жизни людей;

ü о нарушении специального законодательства, регулирующего деятельность предпринимателей (закон о качестве продукции и защите прав потребителя);

ü о занятии деятельностью, не предусмотренной уставом данного предприятия или запрещенной законами данной страны;

ü о злоупотреблении и недобросовестности руководителей и работников фирмы;

ü о фактах проявления недобросовестной конкуренции;

ü о возможностях и реальных случаях уклонения от правильной уплаты налогов;

ü о причинах и фактах невыполнения договоров и др.

Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну определен в Постановлении Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

Защита коммерческой тайны требует значительных затрат. Поэтому затраты на защиту информации должны быть экономически оправданы и ограничены суммой возможных потерь.

При излишнем засекречивании информации рост затрат на эти цели неадекватен снижению вероятности утечки наиболее ценных сведений.

С другой стороны, потери предприятия от несоблюдения условий конфиденциальности сводятся к тому, что снижаются возможности продажи лицензий на собственные научные разработки, теряется приоритет в освоенных областях научно-технического прогресса, растут затраты на переориентацию деятельности исследовательских подразделений, появляются трудности в закупках сырья, технологии, оборудования, ограничивается сотрудничество предприятия с деловыми партнерами, снижается вероятность заключения выгодных контрактов, возникают проблемы в выполнении договорных обязательств, растут затраты предприятия на создание новой рыночной стратегии, возникает реальная угроза применения экономических санкций к виновным в разглашении коммерческой тайны.

Стоимостная величина потерь от несоблюдения конфиденциальности чаще всего определяется на основе экспертной оценки потерь предприятия.

Компенсация потерь предприятия требует значительных дополнительных затрат, что снижает эффективность производства в целом и возможность успеха в конкурентной борьбе. Именно поэтому вопросам защиты коммерческой тайны уделяется большое внимание.

Отнесение информации к категории коммерческой тайны осуществляется специальной комиссией из числа наиболее квалифицированных специалистов.

Для всей документации, содержащей тайну, вырабатывается система обозначений, ранжирующая информацию по степени секретности, организуется четкий порядок допуска работников к этой документации.

Для снижения вероятности несанкционированного доступа к ЭВМ практикуется система личного кодирования работников предприятия. При создании системы защиты информации необходимо правильно организовать:

§ учет и охрану некоторых видов материалов и готовых изделий;

§ порядок делопроизводства с документами, содержащими предпринимательскую тайну (правила циркуляции, учета, хранения, уничтожения и др.);

§ контроль за средствами копирования и размножения документов;

§ защиту коммерческой информации в средствах связи и вычислительной технике;

§ контроль за посещениями предприятия посторонними лицами.

Исключительное право определения состава сведений, подлежащих защите, а также порядка их защиты предоставлено отечественным законодательством руководителю предприятия. В контракте руководителя, в трудовом договоре, заключаемом между руководителем и работником, целесообразно отражать индивидуальные обязательства по сохранению коммерческой тайны.

В договорах, заключаемых предпринимателями при совместной работе, в специальном разделе необходимо определять все условия конфиденциальности.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: