Деловая культура Востока

Отличается своеобразием деловая культура Востока. Так, японская деловая культура определяется в первую очередь коллективизмом, основанном на традиционном общинном сознании, отождествлении работниками себя с фирмой. Коллективистский характер труда во многом обусловливает и стиль принятия управленческих решений «снизу-вверх». Коллективизм проявляется в одинаковой рабочей одежде рядовых сотрудников и управляющих, в совместном проведении досуга. Почти все фирмы имеют моральные кодексы, и хотя они не являются формальными атрибутами, их требования добросовестно выполняются. Японцы избегают противоречий и конфликтов, стремятся к компромиссам. Конфликты решаются не столько с использованием юридических законов и адвокатов, сколько посредством переговоров с целью нахождения согласия. В деловой этике очень ценятся трудолюбие, усердие. Японцы отличаются пунктуальностью и почти никогда не опаздывают на встречи. Характерной чертой японцев является чувствительность к общественному мнению, предельная точность и обязательность. Рукопожатие при знакомстве в Японии не принято.

При проведении переговоров большое внимание японцы уделяют развитию личных отношений с партнёрами. Во время неофициальных встреч они стараются по возможности подробнее обсудить проблему. В ходе самих переговоров стремятся избегать столкновения позиций. Японцы часто демонстрируют внимание, слушая собеседника. Часто такое поведение интерпретируется как выражение согласия с излагаемой точкой зрения. На самом же деле они лишь побуждают собеседника продолжать. Стремление японцев не употреблять слово «нет» и употреблять слова «да» в значении, что вас слушают, не знающего об этом человека может ввести в заблуждение. Знакомый с Японским этикетом иностранец увидит отказ в словах «Это трудно», в ссылке на плохое самочувствие и т.п., а согласие – в словах «Я понимаю». Механизм принятия решений у японцев предполагает довольно длительный процесс согласования и утверждения тех или иных положений. Терпение считается в Японии одной из главных добродетелей, поэтому обсуждение деловых вопросов часто начинается с второстепенных деталей, и идёт очень неспешно. Японцы не любят рисковать, и стремление не проиграть может оказаться у них сильнее, чем желание выиграть. Когда японцы встречаются с очевидной уступкой со стороны партнёров, они часто отвечают тем же. Японцы чрезвычайно щепетильны и очень ответственно относятся к принятым на себя обязательствам.

Китайцы обычно чётко разграничивают отдельные этапы переговорного процесса: первоначальное уточнение позиций, их обсуждение, заключительный этап. На начальном этапе большое внимание уделяется внешнему виду партнёров, манере их поведения. На основе этих данных делаются попытки определить статус каждого из участников. В дальнейшем а значительной мере идёт ориентация на людей с более высоким статусом, как официальным, так и неофициальным. Окончательные решения принимаются китайской стороной, как правило, не за столом переговоров, а дома. Одобрение достигнутых договорённостей со стороны центра практически обязательно. Китайцы делают уступки, как правило, под конец переговоров, после того как оценят возможности другой стороны. При этом ошибки, допущенные партнёром в ходе переговоров, умело используются. Большое значение китайская сторона придаёт выполнению достигнутых договорённостей.

В деловых отношениях с арабами следует помнить об обязательном соблюдении исламских традиций. В месяц рамадан мусульманину не положено ничего есть с восхода до заката солнца. В первый месяц мусульманского нового года не следует устраивать приёмы. Все дела пять раз в день прерываются для совершения молитвы, четверг или пятница у мусульман – день отдыха и служения богу. Запрещается употреблять свинину и спиртное. Не стоит с представителями исламского мира заводить разговор о религии или политике. Необходимо являться в установленное место вовремя, хотя ваш хозяин может задержаться. Арабам, скорее всего, затруднительно будет иметь деловые отношения с представительницами женского пола.

Для арабов одним из важнейших элементов на переговорах является установление доверия между партнёрами. Они предпочитают предварительную проработку деталей обсуждаемых на переговорах вопросов, а также «торг» за столом переговоров. Всегда стараются оставить за собой возможность продолжить контакты, если на этот раз соглашения достигнуть не удалось (при этом отказ от сделки сопровождается расточением похвал в адрес партнёра и отвергнутого соглашения).


РЕКОМЕНДОВАНА ЛІТЕРАТУРА

для вивчення дисципліни “Етика бізнесу”

(ті, що підкреслені, є в бібліотеці ОНЕУ)

1. Ануфриева Н.М. и др. Социальная психология: Курс лекций. /Н.М.Ануфриева, Т.Н.Зелинская, Н.Е.Зелинская. 3-е изд. перераб. и доп. – К.: МАУП, 2000 – 136 с.

2. Берн Э. Игры в которые играют люди. Психологии человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – Л.: Лениздат, 1992

3. Бородкин М.Ф., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. - Новосибирск. Наука. 1983.

4. Бороздина Т.В. Психология делового общения. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998.-224с.

5. Владимирская А. Бизнес - леди или как преуспеть среди мужчин. Киев: ОНПИ "ЛИБРА", 1993.

6. Во Вік-0 Басс. Як набути популярності або правдивий сучасний етикет. - Тернопіль: Акціонерне товариство "Таринекс".І992.

7..Войскунский А.Є. Я говорю, мы говорим. Очерки о человеческом общении. – М./Знание. 1990.

8. Волгин Б.Н. Деловые совещания. - М.: Моск. рабочий, 1981.

9. Гаврилов А.Г. Подготовка проведения и анализ деловых переговоров. - Симферополь, 1993.

10. Гах Й.М. Етика ділового спілкування. Київ: Центр навчальної літератури, 2005. – 160 с.

11. Джезлов У. Сэлэкьюз. Секреты заключения международных сделок.М., 1994.

12. Діловий етикет. Етика ділового спілкування. К.: Альтерпрес, 2003 – 368 с.

13. Дороніна М.С. Культура спілкування ділових людей. Посібник для студентів гуманітраних факультетів вищих навчальних закладів / М.С. Дороніна. - К.: Видавничий дім. "КМ Асадемия, 1997. - 192с.

14. Камычек Я. Вежливость на каждый день. -Знание, 1992.

15. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. -М.: Прогресс-Пракситель 1989.

16. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М.: Прогресс, 1990.

17. КовальА.П. Ділове спілкування. -К.:Либідь. 1992.

18. Комерційна діяльність на ринку товарів та послуг. Підручник. /За редакцією проф. Апопія В.В, проф.. Гончарука Я.А. - К.: НМЦ “Укоопосвіта”, 2002. – 458 с.

19. Кузин Ф.А. Делай бизнес красиво-М: Инфра-М.1995.

20. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие для бизнесменов. - 4-е изд. - М.: «Осв-89», 2000. - 240с.

21. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону: издательство Ростовского университета – 1986. – 135с.

22. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. - М.: Экономика, 1993.

23. ЛупьянЯ.А. Барьеры общения, конфликты. Высшая школа, 1986.

24. Малаков В.А. Етика: Курс лекций. Навч. пос. - К. Либидь, 1996. - 304с.

25. Матвеев В., Панов А. В мире вежливости. -: Внешторгиздат, 1991.

26. Мелибруда Г.Я. -ТЫ-МЫ -: Прогресс, 1986.

27. Меш Г.Ш., 10 уроків ораторської майстерності тим, хто вчиться виступати публічно. -К.: Український НДІ проблем молоді, 1993.

28. Мацич Л. Как проводить деловые беседы. - М.: Экономика.

29. Мочерний С.В., Устенко О.А., Чоботар С.І. Основи підприємницької діяльності. Посібник. - – К.: Видавничий центр “Академія”, 2001. – 280 с. (“Альма-матер”)

30. Ниренберг Д. и др. Как читать человека словно книгу.-Баку: Сада,1992.

31. Ножин Е Л.Мастерство устного выступления.-М.: Политиздат, 1989.

32. Панкратов Ф. Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. – М: Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”, 2000. – 580 с.

33. Пиз Аллан. Язык жестов: как читать мысли других людей по их жестам. – П.: Ай-Кью – 2000. – 257с.

34. Пиз Аллан. Язык жестов: увлекательное пособие для деловых людей. – М.: Ай-Кью – 1992. – 112с.

35.. Почепцов Г.Г. Теорія комунікації. – М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” – 2001. 656с.

36. Предпринимательство. Учебник для вузов. /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф.. Г.Б.Поляка, проф. В.А.Швандара. - М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1999. – 475 с.

37. Психология и этика делового общения. Учебник для вузов. /Под ред. проф. В.И.Лавриненко, 3-е изд., прераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 – 327с.

38. Осовська Г.В. Комунікації в менеджменті: Курс лекцій. – К.: „Кондор”. – 2003. – 218с.

39. Стоян Т.А. Діловий етикет: моральні цінності і культура поведінки бізнесмена: Навчальний посібник. – Київ: „Центр навчальної літератури”, 2004. – 232с.

40. Статінова Н.П., Радченко С.Г. Етика бізнесу: Навч. Посіб.- К.: Київ.нац.торг.-екон. ун-т, 2001. – 280с.

41. Рюкле Хорст. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. – М.:Интерэксперт: Инфра – М – 1996. – 227с.

42. Хміль Ф.І. Ділове спілкування: навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів. – К.: „Академ-видав”, 2004. – 280с.

43. Чмут Т.К., Чайка Г.Л. Етика ділового спілкування: Навч. Посібник. – 3-те вид., стер.- К.:Вікар, 2003. – 223с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: