Политика – это борьба (политическая борьба) субъектов политики за право использования ресурсов публичной власти для реализации их представлений о наиболее острых проблемах общественного развития и путях их решения.
Политика в общественном измерении - универсальный механизм определения и реализации приоритетов общественного развития на основе конкурентной борьбы субъектов политики за овладение и использование публичной власти.
Политика в субъектном измерении - особая область деятельности субъекта политики, связанная с борьбой за овладение (в условиях конкуренции и/или сотрудничества с другими субъектами политики) ресурсами публичной власти (финансовыми, духовными, кадровыми, материально-техническими, социальными, информационными), а также за использование этих ресурсов для реализации представлений субъекта политики об общественном благе.
Субъект политики – социально активная сила общества (политический лидер, политическая партия, общественное объединение), участвующая в политической борьбе за право использования ресурсов публичной власти для реализации его представлений о наиболее острых проблемах общественного развития и путях их решения.
Информационная политика (в широком смысле) – универсальный социальный механизм выявления общественных приоритетов в развитии информационной сферы, основанный на борьбе субъектов политики за право использования ресурсов публичной власти для реализации их представлений о наиболее острых проблемах развития информационной сферы и наиболее эффективных путях их решения.
Информационная политика (в узком смысле) – универсальный механизм выявления общественных приоритетов в поддержке мировоззренческих позиций субъектов политики, их представлений о наиболее острых проблемах социально-политического развития общества и эффективных средствах их разрешения.
Идеология (политическая идеология) - совокупность представлений и идей, призванных стать мировоззренческой основой деятельности значительной части общества по сохранению, изменению политики или свержению субъекта публичной власти и определению рациональных методов и способов разрешения наиболее острых противоречий общественной жизни; специфическое учение (доктрина), обосновывающее притязания того или иного субъекта политики на публичную власть и добивающееся в связи с этим поддержки его идей со стороны общества.
Государственная политика -основанная на праве, легитимном принуждении и необходимом ресурсном обеспечении деятельность государственных органов и должностных лиц по поддержанию функционирования институтов общества, безопасности территории и населения, а также по реализации идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью.
Субъект, обладающий публичной властью, - политический лидер, политическая партия, общественное объединение, другая социально активная сила, получившая право на использование публичной власти.
Государственная информационная политика -основанная на праве, легитимном принуждении и необходимом ресурсном обеспечении деятельность государственных органов и должностных лиц в информационной сфере общества по выполнению основных функций государства и реализации идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью.
Информационная сфера общества - совокупность общественных отношений, связанных с информацией и информационной инфраструктурой, и складывающихся в процессе удовлетворения интересов граждан, организаций гражданского общества и государства.
Государственная информационная политика в общественном измерении -социальный механизм определения и реализации общественных приоритетов в развитии информационной сферы для выполнения основных функций государства и обеспечения законности использования этой сферы в борьбе субъектов политики за обладание публичной властью.
Государственная информационная политика в субъектном измерении – деятельность государственных органов и должностных лиц в информационной сфере по реализации положений идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью, связанных с развитием политического сознания общества и с обеспечением общественной поддержки его деятельности.
Цель государственной информационной политики (в субъектном измерении) – духовные условия для реализации идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью, по разрешению наиболее острых противоречий общественной жизни, а также общественная поддержка государственной политики в области реализации данной программы.
Задача государственной информационной политики - желаемый результат деятельности государственных органов и должностных лиц в информационной сфере по достижению цели государственной информационной политики на определенном, относительно стабильном интервале или в некоторый конкретный момент общественного развития.
Ценностные ориентиры общественного развития - совокупность культурных (духовных) ценностей, оказывающих существенное влияние на конкурентоспособность и социальную стабильность общества в конкретных исторических условиях.
Информационное обеспечение государственной политики - деятельность государственных органов и должностных лиц по информированию национальной и международной общественности о мероприятиях данной политики; область деятельности государства, связанная с созданием в информационной сфере условий для успешной реализации государственной политики.
Информационное противоборство - конфликтное взаимодействие в информационной сфере легитимных (действующих в соответствии с нормами национального права) и нелегитимных (действующих вне национального правового поля) субъектов политики; область деятельности государственных органов, связанная с нейтрализацией или снижением опасности угроз распространения вредоносных идеологий и религиозных учений, а также дезинформации национальной и международной общественности по вопросам реализации государственной политики.
Политический имидж государства - эмоциональное представление (восприятие) государства в политическом сознании национального общества и международного сообщества в качестве позитивного, нейтрального или негативного фактора их существования и развития.
Вредоносные идеологии и религиозные учения - идеологии и религиозные учения, следование положениям которых приводит (может привести) к возникновению вражды и ненависти между различными социальными группами и слоями общества, последователями различных религиозных конфессий, возрастанию социальной напряженности в обществе, а также те, положения которых составляют основу духовного раскола в обществе, способствуют возникновению мотивационной основы для совершения массовых противоправных действий, осуществления экстремистской деятельности, нелегитимного использования насилия в отношении граждан, организаций гражданского общества, других социальных образований и общества в целом.
Правовая форма государственной информационной политики - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с реализацией данной политики (нормативная правовая форма), и нормативных правовых актов, закрепляющих эти правовые нормы (законодательная форма).
Нормативная правовая форма государственной информационной политики -совокупность правовых институтов и норм различных отраслей права, регулирующих отношения, связанные с реализацией государственной информационной политики.
Законодательная форма государственной информационной политики - совокупность международных и национальных нормативных правовых актов, закрепляющих институты и нормы нормативной правовой формы рассматриваемой политики.
Организационная форма государственной информационной политики - структура государственных органов и должностных лиц, к компетенции которых отнесены вопросы руководства и управления реализацией данной политики, а также используемые формы осуществления мероприятий политики и обеспечения этих мероприятий.
[1] Беглов С.И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики. М., 1980.
Модестов С.А. Информационное противоборство как фактор геополитической конкуренции. М.,
1998.
Коновченко С.В. Общество – средства массовой информации – власть. Ростов на Дону, 2001;
Коновченко С.В., Киселев А.Г.. Информационная политика в России. М., РАГС, 2004.
Информационная политика. Под редакцией В.Д.Попова. М, РАГС. 2003,
Попов В.Д. Информациология и информационная политика. М., РАГС, 2001.
Панарин И.Н. Информационная война и власть. М., 2001.
Нисневич Ю.А. Информация и власть. М., 2000.
Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000.
Государственная информационная политика:
концепции и перспективы. Под ред. Тавокина Е.П., М., 2001.
Шевченко А.В. Психологические аспекты формирования государственной информационной политики. Ставрополь. 1999.
Галумов Э.А. Имидж против имиджа. М., Известия. 2005.
[2] Алексеев П.В., Панин А.В., Философия., М., Проспект, 2001, стр. 559 – 561.
[3] Попов В.Д., Информационная политика., М., РАГС, 2003, стр. 38.
[4] Концепция государственной информационной политики. Одобрена на заседании Комитета по информационной политике и связи Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 15 октября 1998 года.
[5] Поручение Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 года № Пр-1895.
[6] Поручение Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № Пр-212.
[7] Коновченко С.В., Киселев А.Г., Информационная политика в России. М., РАГС, 2004.
[8] Власть. Граждане и СМИ. Хроникер, М., 2005, стр.7.
[9] Мезенцев Д.Ф., Материал в разделе «Государственная информационная политика и ее реализация в процессе формирования гражданского общества». В книге «Роль СМИ в формировании гражданского общества», М., 2006, стр.17.
[10] Козлов В.С., Там же, стр. 20-23.
[11] Марков С.А., Там же, стр. 23-26.
[12] Леонтьев А.Н., Деятельность. Сознание. Личность., Изд. 2-е., М., Политиздат, 1977.
Выгодский Л.С., Проблемы теории и истории психологии. Собрание сочинений. Т.1, М., Педагогика, 1982.
Маркарян Э.С., Теория культуры и современная наука., М., Мысль, 1983.
Котарбиньский Т., Избранные произведения., М., 1963.
Toward a general theory of action., Ed. By T/Parsons, E.Shills, Oxford, Harvard university press, 1951.
[13] Аристотель. Политика. Книга 3. (Г). В Антологии мировой политической мысли. Т.1, М., Мысль. 1997, стр. 112.
[14] Вебер М., Политика как призвание и профессия. Избранные сочинения, М., 1990, стр. 645.
[15] Гольбах П.А., Естественная политика или беседы об истинных принципах управления. Избранные произведения., Т.2, М., 1963, стр. 380.
[16] Манхейм К., Идеология и утопия. В кн. Диагноз нашего времени, М., 1994, стр. 7.
[17] Strauss L., Political Philosophy. Six Essays. Indianapolis., N.Y., 1952, p. 35.
[18] Morgenthau H.J., Politics among Nations., 4th Ed., N.Y., 1967. p. 11.
[19] Арон Л., Демократия и тоталитаризм., М., 1993, стр. 54.
[20] Соловьев А.И. Политология. Политическая теория и политические технологии., М., Аспект пресс, 2003, стр. 32.
[21] Современный толковый словарь русского языка., СПб., Норинт, 2003, стр. 566.
[22] Так, в Конвенции Международной организации труда «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» закреплена необходимость разработки и реализации общей политики Организации в данной области.
В Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма предписывается необходимость разработки и реализации национальной политики по предупреждению терроризма. В рамках этой политики каждая сторона Конвенции «принимает надлежащие меры, особенно в области подготовки сотрудников правоохранительных и других органов, а также в областях образования, культуры, информации, средств массовой информации и просвещения общественности в целях предупреждения террористических преступлений и их негативных последствий при соблюдении обязательств в области прав человека», предусмотренных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Международным пактом о гражданских и политических правах, а также другими обязательствами государств в соответствии с международным правом.
Необходимость разработки и реализации каждым государством – членом международного сообщества «в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы эффективной и скоординированной политики противодействия коррупции, способствующей участию общества и отражающей принципы правопорядка, надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности» определена в Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции.
Обязательство разработки и проведения «единой структурной политики Союзного государства, связанной с реформированием бюджетной, налоговой и производственной сфер, решением проблем неплатежей и реструктуризации банковской системы» закреплено в Договоре о создании Союзного государства. При этом предполагается, что проведение данной политики государствами-участниками «будет способствовать сокращению дефицитов государственных бюджетов, стабильности национальных валют и уровня цен, снижению энергоемкости производства и доли промежуточного потребления в выпуске продукции, достижению внешнеэкономического равновесия».
В Федеральном конституционном законе Российской Федерации «О Правительстве Российской Федерации» содержится положение о том, что «Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации».
В Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» раскрываются основные положения государственной аграрной политики.
В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации» закреплены основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России.
В Налоговом кодексе Российской Федерации используется дефиниция «учетной политики для целей налогообложения», под которой понимается « выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика».
[23] Боровик В.С., Кретов Б.И., Основы политологии и социологии., М., Высшая школа, 2001, стр. 10.
[24] Соловьев А.И., Политология. Политические теории. Политические технологии., М., Аспект Пресс, 2003, стр. 53.
[25] Хейвуд Э., Политология. Второе издание., М., Юнити, 2005, стр.4.
[26] Публичная власть – аппарат управления с особыми отрядами вооруженных людей. В книге «Большой юридический энциклопедический словарь»., М., Книжный мир, 2004, стр.521.
[27] Государство – определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. В книге «Большой юридический энциклопедический словарь», Автор и составитель А,Б.Барихин., М., Книжный мир. 2004, стр. 116.
[28] Боровиков А.П., Политическая методология марксизма-ленинизма., В книге «Философский энциклопедический словарь». М.,1983, стр. 507.
[29] Спиркин А.Г., Философия., М., Гардарики, 2002, стр. 611.
[30] Хейвуд Э., Политология. Второе издание., М., Юнити, 2005, стр. 11-12.
[31] Субъект политики - социально активная сила общества (политический лидер, политическая партия, общественное объединение), участвующая в борьбе за право использования ресурсов публичной власти для реализации своих представлений о наиболее острых проблемах общественного развития и путях их решения.
[32] Пугачев В.П., Соловьев А.И., Введение в политологию., М., Аспект Пресс, 2001, стр. 7.
[33] Easton D., A Framework for Political Analysis., Chicago, L., 1979.
[34] Политическая жизнь общества – совокупность чувственных, эмоциональных и практических предметных форм политического бытия человека и общества, которая характеризует их отношение к политике и участию в ней; реальный процесс воспроизводства политической деятельности и политических отношений, обусловленный общественными и личными интересами, удовлетворение которых зависит от механизма функционирования политической власти и реализуемой ей политики. В книге Малько А.В., Политическая и правовая жизнь России., М., Юрист, 2000, стр. 7.
[35] Стрельцов А.А., Обеспечение информационной безопасности России., М., МЦНМО, 2001, стр. 82.
[36] Нисневич Ю.А., Информация и власть., М., 2000.
Информационная политика. Под редакцией В.Д.Попова, М., РАГС, 2003.
Коротков А.В., Кристальный Б.В., Курносов И.Н., Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества., М., ООО «Трайн», 2007.
Василенко И.А., Политическая философия., М, Инфра, 2009 и др.
[37] Спиркин А.Г., Философия., М., Гардарики, 2002, стр. 637.
[38] Стрельцов А.А., Обеспечение информационной безопасности России., М., МЦНМО, 2002.
[39] Там же., стр. 150.
[40] Общая социология. Под общ. ред. А.Г.Эфендиева., ИНФРА-М, М., 2002, стр. 330.
[41] Зиновьев А.А., На пути к сверхобществу., М., Центрполиграф, 2000, стр. 149.
[42] Соловьев А.И., Политология., М., Аспект-пресс, 2003, стр. 330.
Политология., М., РАГС, 2002, стр. 213.
[43] Коваленко В.И., Костин А.И., Политические идеологии: история и современность. Вестник Московского университета, 1997, № 2, Серия 12, стр. 45-75.
[44] Комаровский В.С., Государственная служба и СМИ., Воронеж, Издательство ВГУ, 2003, стр. 105.
[45] Коновченко С.В., Киселев А.Г., Информационная политика России., М.,РАГС, 2004, стр. 49.
[46] Политическая конфликтология. Под ред. С.Ланцова., Питер, 2008.
Кара-Мурза С.Г., Идеология и мать ее наука., www.koob.karamurza.ru.
[47] Хейвуд Э., Политология. Второе издание., М., Юнити, 2005, стр. 51-81.
[48] Алексеев А.А., Государство и право., М., Юридическая литература, 1994, стр. 30.
[49] Венгеров А.Б., Теория государства и права., М., Юриспруденция, 2000, стр. 517.
[50] Под субъектом, обладающим публичной властью, понимается социально активная сила (лицо, политическая партия, общественное объединение), получившая право на использование публичной власти.
[51] Алексеев С.С., Государство и право., М., Юридическая литература, 1994, стр. 14.
[52] «Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации для претворения в жизнь принципов и целей, установленных настоящим Федеральным законом». Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 г., ст.5.
[53] Положение об Управлении пресс-службы и информации Президента Российской Федерации. Указ Президента РФ от 14 мая 2004 г. N 613; Послание Высшего Государственного Совета Союзного государства Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России "О положении в Союзном государстве и ходе его строительства". Постановление Высшего Государственного Совета Союзного государства от 2 апреля 2001 г. N 3; Положение об информационной политике Акционерного Западно-Сибирского коммерческого банка открытого акционерного общества. Утверждена решением Совета Директоров ОАО «Запсибкомбанк» 22 октября 2004 г. № 10.
[54] Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
[55] Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. ст. 20.; Комиссаров В.Я. Редакционная статья. Сайт Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. www.duma.gov.ru/infocom/
[56] Концепция государственной информационной политики Российской Федерации. Одобрена Комитетом Государственной Думы Российской Федерации по информационной политике и связи 15 октября 1998 г.
[57] Концепция государственной информационной политики Республики Бурятия. Одобрена постановлением Правительства Республики Бурятия от 31 августа 2000 г. № 318.
[58] Концепция информационной политики Сахалинской области. Утверждена 28 июня 2005 г.
[59] Положение об Управлении Мэра по связям с общественностью и информационной политике. Утверждена Распоряжением Мэра Москвы от 15 января 1999 № 19-РМ.
[60] Информационная сфера общества образуется совокупностью общественных отношений, связанных с информацией и информационной инфраструктурой, и складывающихся в процессе удовлетворения интересов граждан, организаций гражданского общества и государства.
[61] «Информационное давление» на государство и общество представляет собой деятельность субъектов политики зарубежных стран, преступных организаций и социальных групп общества, не участвующих в легитимной борьбе за право обладания публичной властью, по оказанию воздействия на общественное мнение с целью принуждения государственных должностных лиц и органов к принятию выгодных данным субъектам политических решений.
[62] Смысл – отношение того, что побуждает человека действовать, к тому, на что это действие направлено как на свой непосредственный результат. Сознательный смысл выражает отношение мотива к цели. В кн.: Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972, стр. 271-273.
[63] Алексеев А.А., Государство и право., М., Юридическая литература, 1994, стр. 37.
[64] Бачило И.Л., Информационное право., М., Юринформцентр, 2001, стр. 38.
[65] Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Словарь терминов и определений. Издание 2-е, дополненное., М., Знание, 1999, стр. 311.
[66] Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации, 2000-2008 гг., его политические декларации и заявления, отражающие политическую идеологию субъекта, обладающего публичной властью в России. www. gov.ru.
[67] Концепция информационной политики судебной системы. Совет судей Российской Федерации. 16 ноября 2001 г. № 60.
[68] Положение об информационной политике Федеральной антимонопольной службы. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 21 февраля 2008 г. № 54.
[69] Концепция информационной политики Сахалинской области. Утверждена 28 июня 2005 г.
[70] Иноземцев В.Л., Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы., М., Логос, 2000.
Кастельс М., Информационная эпоха. Экономика, общество и культура., М., ГУ ВШЭ, 2000.
Коновченко С.В., Общество – средства массовой информации – власть., Ростов-на-Дону, 2001.
Чугунов А.В., Российская Интернет-аудитория в зеркале социологии., СПб ГУ, 2006.
Смирнов А.И., Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности., Парад, 2005 и другие.
[71] Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2000-2008 гг. www.gov.ru.
[72] Политический имидж государства представляет собой эмоциональное представление (восприятие) государства в политическом сознании национального общества и международного сообщества в качестве позитивного, нейтрального или негативного фактора их существования и развития.
Имидж - сильное впечатление, обладающее большими регуляторными свойствами, особый психологический образ – стереотип, сильно и определенным образом влияющий на эмоции, поведение, отношения личности. В книге Богданова Е.Н., Захыкина В.Г., Психологические основы «Паблик релейшен», СПб, ПИТЕР, 2003, стр. 35.
[73] Политический имидж руководителей государства представляет собой их эмоциональное восприятие в политическом сознании в качестве позитивного, нейтрального или негативного фактора развития национального общества и международного сообщества.
[74] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации., 2006.
[75] Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 года.
[76] Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Поручение Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № Пр-212.
[77] Концепция информационной политики судебной системы. Совет судей Российской Федерации. 16 ноября 2001 г., № 60.
[78] Положение об информационной политике Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. Приказ Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 21 февраля 2008 года № 54.
[79] Концепция информационной политики Сахалинской области. Утверждена 28 июня 2005 г.
[80] Угроза – совокупность факторов и условий, возникающих и способных оказать негативное влияние на состояние или деятельность объекта безопасности. В книге Стрельцова А.А., Обеспечение информационной безопасности России, М., МЦНМО, 2002, стр. 101.
[81] Указ Президента Российской Федерации «О подготовке и издании официального сборника документов по истории создания ядерного оружия в СССР» от 17 февраля 1995 года № 160.
[82] Указ Президента Российской Федерации «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» от 15 мая 2009 года № 549.
[83] Федеральный закон «О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия» от 24 ноября 2008 года,
Федеральный закон «О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия» от 24 ноября 2008 года.
[84] Предмет политической деятельности - ожидаемые социально-политические результаты государственного воздействия на общественные отношения, связанного с выполнением политической задачи.
[85] Метод государственного воздействия (реализации государственной политики) – совокупность способов использования публичной власти для изменения структуры или содержания группы однородных общественных отношений, составляющих объект деятельности государства в рамках реализации направления его политики.
[86] Здравомыслов А.Г., Потребности. Интересы. Ценности. Актуальные проблемы исторического материализма., М., Политиздат, 1986, стр. 163.
[87] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 января 2008 года №1662-р.
[88] Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
2000-2008 гг.
[89] Харизма – высокий авторитет, основанный на умении подчинять своей воле людей. В книге «Современный толковый словарь русского языка», СПб, Норинт, 2003, стр. 901.
[90] Галумов Э.А., Международный имидж России: стратегия формирования., М., Известия, 2003, стр. 107.
[91] Там же., стр. 197.
[92] Там же., стр. 107.
[93] Крысько В.Г., Секреты психологической войны., Минск., Хавест, 1999.
Почепцов Г.Г., Информационные войны., Ваклер, 2000.
Воронцова Л.В., Фролов Д.Б., История и современность информационного противоборства., М., Горячая линия – Телеком, 2006.
Федоров А.В. Информационная безопасность в мировом политическом процессе. М., МГИМО-Университет. 2006 и другие.
[94] Дезинформировать – вводить в заблуждение ложными сведениями. В книге. Современный толковый словарь русского языка, СПб, 2003, стр. 152.
[95] Алексеев С.С., Право: азбука – теория - философия. Опыт комплексного исследования., М., 1999, стр. 350.
[96] Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России., М., Юрист, 2004, стр. 14.
[97] Международное публичное право., М., Проспект, 2004, стр. 14.
[98] Тихомиров Ю.А., Административное право и процесс, М., Юринформцентр, М., 2001, стр. 60.
[99] Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федоров М.А., Информационное право, СПБ, Юридический центр Пресс, 2001, стр. 106.
[100] Федотов М.А., Право массовой информации в Российской Федерации., М., Международные отношения, 2002.
[101] Международный обычай – правило, сложившееся в результате длительного применения в отношениях между всеми или некоторыми государствами, но не закрепленное в международном договоре. В книге «Большой юридический энциклопедический словарь». Автор и составитель А.Б.Барихин. М., Книжный мир, стр. 315.
[102] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 октября 2008 г. № 1530-р
[103] Федеральный закон «О связи» от 7 июля 2003 г.
[104] Бюджетный кодекс Российской Федерации. 31 июля 1998 г.
[105] Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. от 5 августа 2000 г.
[106] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.
[107] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.
[108] Положение об Управлении пресс-службы и информации Президента Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 2004 г. № 613.
[109] Федеральный закон «О порядке освещения в средствах массовой информации деятельности государственных органов» от 13 января 1995 г.
[110] Положение о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 418.
[111] О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2009 г. № 549.
[112] Устав федерального государственного унитарного предприятия "Информационное телеграфное агентство России (ИТАР - ТАСС)". Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 667.
[113] Об обеспечении деятельности Российского информационного агентства «Новости». Указ Президента РФ от 23 декабря 1993 г. N 2278.
[114] Организация – подчинить определенному плану, порядку. Современный толковый словарь русского языка. СПб. Норинт. 2001. Стр. 488.
[115] Мероприятие – организованное действие или совокупность действий, направленных на осуществление определенной цели. В кн. Современный толковый словарь русского языка. СПб, Норинт. 2003. стр.344.
[116] Как американские PR-специалисты работали на Кавказе. В газете «Коммерсант» от 14 августа 2009 г.
[117] Габуев А., Асадова Н., Абхазию и Южную Осетию впиаривают Западу. В газете «Коммерсант» от 14 августа 2009 г.
[118] Привалова Е.А., Русский эксперимент: Комитет общественной информации и вешняя политика США., М., ВК, 2006.
[119] www.geolive.ru/data/n-amer/usa/25/.
[120] Власова Е.. Россия по-английски. Российская газета от 10 декабря 2005 года.
[121] Russia Today. Википедия. 29 апреля 2008 года.
[122] www.panarin.com/dol/4/.
[123] www.computera.ru/focus/coment/25142/; imes.ru/rus/stat/2004/14-11-04/.
[124] Постановление Правительства от 29 ноября 2007 года № 1700-р.
[125] www.geolive.ru/data/n-amer/usa/25/.
[126] www.rian/society/20050909/41345692/.