Тема
| Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц
|
Педагогическая цель
| Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ц],буквами Ц, ц; развития речи, памяти, логического мышления
|
Тип урока
| Решение учебной задачи
|
Планируемые результаты (предметные)
| Выделяют звук [ц] из слов, характеризуют его (согласный, глухой, всегда только твёрдый), обозначают буквами Ц, ц; распознают в словах новый звук, читают слоги и слова с изученной буквой; называют (с опорой на «ленту букв») буквы, которые используются для обозначения твёрдости согласных, и буквы, которыми обозначаются всегда твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц); читают стихотворные тексты; выполняют задания к текстам
|
Личностные результаты
| Проявляют уважение к людям труда, интерес к изучению нового
|
Универсальные учебные действия (метапредметные)
| Регулятивные: формулируют учебную задачу под руководством учителя.
Познавательные:общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания; логические – характеризуют звук [ц], букву Ц.
Коммуникативные: соблюдают простейшие нормы речевого этикета
|
Основное содержание темы, понятия и термины
| Буквы Ц, ц; звук [ц ]; буквы, которыми обозначаются всегда твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц); слого-звуковой анализ слова; стихотворный текст
|
Образовательные ресурсы
| Счетные палочки. Предметные картинки
|
Этапы урока
| Формы, методы, методические приёмы
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Вид и форма
контроля
|
Осуществляемые
действия
| Формируемые
умения
|
|
|
|
|
|
|
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования;
| Фронтальная. Словесный. Слово учителя
| Приветствие учащихся.
«Здравствуйте», – ты скажешь человеку.
«Здравствуй», – улыбнется
| Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных
| Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
| Фронтальный.Наблюдение учителя
|
|
|
|
|
|
|
эмоциональный настрой на урок
|
| он в ответ.
И, наверно, не пойдет
в аптеку,
И здоровым будет целый век.
– Проверим готовность к уроку
| принадлежностей на столе
|
|
|
II. Речевая разминка
| Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка
| – Как подзывают цыплят?
| – Цып-цып...
| Готовят артикуляционный аппарат к чтению
| Коллективный. Правильное произношение звуков
|
III. Постановка учебной задачи
| Фронтальная. Словесный. Беседа
| – Какой новый звук вы сейчас произнесли?
– Давайте сформулируем задачу сегодняшнего урока
| – [ц].
– Познакомиться со звуком [ц] и буквой, его обозначающей, читать слова с новой буквой
| Формулируют вместе с учителем учебную задачу
| Фронтальный. Устные ответы
|
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 51)
| Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, анализ слова, работа с рисунком, со схемой-моделью слова, объяснение учителя, чтение
| – Кто изображен на картинке?
Кузнец – мастер по ковке металла.
– Выполните слого-звуковой анализ слова кузнец.
– Где работает кузнец?
– Выделите из слова кузнец звук [ц].
– Сопоставьте слова кузнец и в кузнице. Что вы можете
| – Кузнец.
Рассматривают предметную картинку и схему. Выполняют слого-звуковой анализ слова кузнец.
– В кузнице.
Выделяют согласный звук [ц].
– Звук [ц]: согласный, глухой, всегда твердый.
| Выделяют звук [ц] в процессе слого-звукового анализа слова кузнец. Сопоставляются слова кузнец и в кузнице. Делают вывод, что в обоих случаях согласный звук [ц] глухой и твердый.
Ориентируются на «ленте букв», находят и называют
| Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слова
|
|
|
|
|
|
|
|
| сказать о звуке [ц]?
– Найдите на «ленте букв» буквы, которые обозначают всегда твёрдые согласные звуки
|
– ж, ш, ц
| буквы, которые обозначают всегда твёрдые согласные звуки
|
|
2. Игра «Кто внимательный?»
| Коллективная. Словесный. Игра
| – Найдите одинаковый звук в словах: полотенце, заяц, огурец, цыпленок, цель.
– Составьте слово, используя первые звуки слов: цыпленок, аист, парус, ласточка, яхта
| – [ц].
– Цапля
| Распознают звук [ц] в словах. Определяют первые звуки в словах. Умеют работать коллективно, исправляют ошибки товарищей
| Коллективный. Устные ответы, игра
|
3. Игра «Доскажи словечко»
| Коллективная. Словесный. Игра
| Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это?
| Слушают загадку.
– Цапля
| Определяют, о ком идет речь в загадке. Правильно произносят слово-отгадку
| Коллективный. Устные ответы
|
Физкультминутка
| Коллективная. Практический
| Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
| Стихотворение декламируют 2 раза; первый раз стоят на одной ноге, второй раз – на другой
| Осуществляют профилактику утомления
| Коллективный. Правильное выполнение движений
|
4. Знакомство с буквой Ц
| Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы
| – На что похожа буква (цэ)Ц?
Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул –
Стал на Ц похожим стул.
В. Степанов
– Выложите букву Ц из счетных палочек
| Находят букву Ц на «ленте букв».
Высказывают свои предположения.
Из счетных палочек выкладывают букву Ц
| Находят букву Ц на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек
| Фронтальный. Устные ответы, моделирование
|
|
|
|
|
|
|
5. Чтение слогов и слов(учебник, с. 51)
| Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа
| – Прочитайте слоги и слова.
– Каким является звук [ц] в словах?
| Читают слоги и слова.
– Согласный, глухой, всегда твердый
| Распознают букву ц в словах. Характеризуют звук [ц]
| Фронтальный. Чтение, устные ответы
|
6. Работа со стихотворением С. Маршака (учебник, с. 51)
| Групповая. Словесный. Чтение, беседа
| – Прочитайте стихотворение, рассмотрите картинку.
– Составьте по картинке рассказ.
– Найдите в стихотворении слова с буквой ц
| Читают стихотворение, рассматривают картинку, составляют рассказ. Находят слова с буквой ц
| Распознают букву ц в словах. Составляют рассказ по картинке с опорой на стихотворение. Умеют работать в группе
| Групповой. Устные ответы, чтение
|
Физкультминутка
| Коллективная. Практический
| У медведя дом большой,
А у зайца маленький.
Наш медведь пошел домой,
А за ним и заинька.
Мы зверяток провожаем
И урок наш продолжаем
| Выполняют действия по тексту под руководством учителя
| Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня
| Коллективный. Правильное выполнение упражнения
|
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Работа с пословицей (учебник, с. 50)
| Фронтальная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа
| – Прочитайте пословицу.
– Как вы понимаете смысл пословицы?
| Читают.
Объясняют смысл пословицы
| Анализируют пословицу, высказывают свое мнение
| Фронтальный. Чтение, устные ответы
|
2. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией и текстом (учебник, с. 50)
| Групповая. Словесный, наглядный, творческий. Беседа, работа с иллюстрацией, чтение, рассказ
| – Где происходит действие?
– Кто выступает на арене цирка?
– Кто катается на велосипеде?
– Кто играет на гармошке?
– Кто стоит на лошади?
| Рассматривают картинку.
Отвечают на вопросы.
| Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Формулируют четкие ответы на вопросы. Читают текст с буквой ц целыми словами. Составляют связный рассказ
| Групповой. Устные ответы, чтение, рассказ
|
|
|
|
|
|
|
|
| – Прочитайте текст.
– Составьте свой рассказ о цирке
| Читают текст.
Составляют рассказ
| Помогают друг другу в случае необходимости
|
|
3. Работа со стихотворением С. Маршака (учебник, с. 52)
| Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа
| – Прочитайте стихотворение.
– Как бы вы озаглавили это стихотворение?
| Читают стихотворение, озаглавливают
| Выразительно читают стихотворение, определяют основную мысль, предлагают заголовки
| Фронтальный. Чтение, устные ответы
|
4. Чтение стихотворения Г. Сапгира «Заяц» по ролям (учебник, с. 52)
| Парный. Словесный, практический. Чтение по ролям
| – Прочитайте стихотворение по ролям
| Читают стихотворение по ролям
| Распределяют роли между собой, выразительно читают, соблюдая интонацию
| Парный. Чтение по ролям
|
VI. Рефлексивно-оценочный
| Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа
| – Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
– Спасибо за урок
| Отвечают на вопросы учителя
| Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке
| Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы
|