Урок 58
| Тема | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц |
| Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ц],буквами Ц, ц; развития речи, памяти, логического мышления |
| Тип урока | Решение учебной задачи |
| Планируемые результаты (предметные) | Выделяют звук [ц] из слов, характеризуют его (согласный, глухой, всегда только твёрдый), обозначают буквами Ц, ц; распознают в словах новый звук, читают слоги и слова с изученной буквой; называют (с опорой на «ленту букв») буквы, которые используются для обозначения твёрдости согласных, и буквы, которыми обозначаются всегда твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц); читают стихотворные тексты; выполняют задания к текстам |
| Личностные результаты | Проявляют уважение к людям труда, интерес к изучению нового |
| Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: формулируют учебную задачу под руководством учителя. Познавательные:общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания; логические – характеризуют звук [ц], букву Ц. Коммуникативные: соблюдают простейшие нормы речевого этикета |
| Основное содержание темы, понятия и термины | Буквы Ц, ц; звук [ц ]; буквы, которыми обозначаются всегда твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц); слого-звуковой анализ слова; стихотворный текст |
| Образовательные ресурсы | Счетные палочки. Предметные картинки |
Сценарий урока
| Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
| Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
| I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. «Здравствуйте», – ты скажешь человеку. «Здравствуй», – улыбнется | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный.Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
| эмоциональный настрой на урок | он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку, И здоровым будет целый век. – Проверим готовность к уроку | принадлежностей на столе | |||
| II. Речевая разминка | Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка | – Как подзывают цыплят? | – Цып-цып... | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Коллективный. Правильное произношение звуков |
| III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какой новый звук вы сейчас произнесли? – Давайте сформулируем задачу сегодняшнего урока | – [ц]. – Познакомиться со звуком [ц] и буквой, его обозначающей, читать слова с новой буквой | Формулируют вместе с учителем учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы |
| IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 51) | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, анализ слова, работа с рисунком, со схемой-моделью слова, объяснение учителя, чтение | – Кто изображен на картинке? Кузнец – мастер по ковке металла. – Выполните слого-звуковой анализ слова кузнец. – Где работает кузнец? – Выделите из слова кузнец звук [ц]. – Сопоставьте слова кузнец и в кузнице. Что вы можете | – Кузнец. Рассматривают предметную картинку и схему. Выполняют слого-звуковой анализ слова кузнец. – В кузнице. Выделяют согласный звук [ц]. – Звук [ц]: согласный, глухой, всегда твердый. | Выделяют звук [ц] в процессе слого-звукового анализа слова кузнец. Сопоставляются слова кузнец и в кузнице. Делают вывод, что в обоих случаях согласный звук [ц] глухой и твердый. Ориентируются на «ленте букв», находят и называют | Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слова |
Продолжение табл.
| сказать о звуке [ц]? – Найдите на «ленте букв» буквы, которые обозначают всегда твёрдые согласные звуки | – ж, ш, ц | буквы, которые обозначают всегда твёрдые согласные звуки | |||
| 2. Игра «Кто внимательный?» | Коллективная. Словесный. Игра | – Найдите одинаковый звук в словах: полотенце, заяц, огурец, цыпленок, цель. – Составьте слово, используя первые звуки слов: цыпленок, аист, парус, ласточка, яхта | – [ц]. – Цапля | Распознают звук [ц] в словах. Определяют первые звуки в словах. Умеют работать коллективно, исправляют ошибки товарищей | Коллективный. Устные ответы, игра |
| 3. Игра «Доскажи словечко» | Коллективная. Словесный. Игра | Длинным клювом тонким Схватит лягушонка. Капнет с клюва капля. Кто же это? | Слушают загадку. – Цапля | Определяют, о ком идет речь в загадке. Правильно произносят слово-отгадку | Коллективный. Устные ответы |
| Физкультминутка | Коллективная. Практический | Очень трудно так стоять, Ножку на пол не спускать И не падать, не качаться, За соседа не держаться. | Стихотворение декламируют 2 раза; первый раз стоят на одной ноге, второй раз – на другой | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение движений |
| 4. Знакомство с буквой Ц | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы | – На что похожа буква (цэ)Ц? Стул чинил сегодня мастер. Клеил он его и красил. Мастер стул перевернул – Стал на Ц похожим стул. В. Степанов – Выложите букву Ц из счетных палочек | Находят букву Ц на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Из счетных палочек выкладывают букву Ц | Находят букву Ц на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек | Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
Продолжение табл.
| 5. Чтение слогов и слов(учебник, с. 51) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте слоги и слова. – Каким является звук [ц] в словах? | Читают слоги и слова. – Согласный, глухой, всегда твердый | Распознают букву ц в словах. Характеризуют звук [ц] | Фронтальный. Чтение, устные ответы |
| 6. Работа со стихотворением С. Маршака (учебник, с. 51) | Групповая. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте стихотворение, рассмотрите картинку. – Составьте по картинке рассказ. – Найдите в стихотворении слова с буквой ц | Читают стихотворение, рассматривают картинку, составляют рассказ. Находят слова с буквой ц | Распознают букву ц в словах. Составляют рассказ по картинке с опорой на стихотворение. Умеют работать в группе | Групповой. Устные ответы, чтение |
| Физкультминутка | Коллективная. Практический | У медведя дом большой, А у зайца маленький. Наш медведь пошел домой, А за ним и заинька. Мы зверяток провожаем И урок наш продолжаем | Выполняют действия по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня | Коллективный. Правильное выполнение упражнения |
| V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа с пословицей (учебник, с. 50) | Фронтальная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа | – Прочитайте пословицу. – Как вы понимаете смысл пословицы? | Читают. Объясняют смысл пословицы | Анализируют пословицу, высказывают свое мнение | Фронтальный. Чтение, устные ответы |
| 2. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией и текстом (учебник, с. 50) | Групповая. Словесный, наглядный, творческий. Беседа, работа с иллюстрацией, чтение, рассказ | – Где происходит действие? – Кто выступает на арене цирка? – Кто катается на велосипеде? – Кто играет на гармошке? – Кто стоит на лошади? | Рассматривают картинку. Отвечают на вопросы. | Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Формулируют четкие ответы на вопросы. Читают текст с буквой ц целыми словами. Составляют связный рассказ | Групповой. Устные ответы, чтение, рассказ |
Окончание табл.
| – Прочитайте текст. – Составьте свой рассказ о цирке | Читают текст. Составляют рассказ | Помогают друг другу в случае необходимости | |||
| 3. Работа со стихотворением С. Маршака (учебник, с. 52) | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа | – Прочитайте стихотворение. – Как бы вы озаглавили это стихотворение? | Читают стихотворение, озаглавливают | Выразительно читают стихотворение, определяют основную мысль, предлагают заголовки | Фронтальный. Чтение, устные ответы |
| 4. Чтение стихотворения Г. Сапгира «Заяц» по ролям (учебник, с. 52) | Парный. Словесный, практический. Чтение по ролям | – Прочитайте стихотворение по ролям | Читают стихотворение по ролям | Распределяют роли между собой, выразительно читают, соблюдая интонацию | Парный. Чтение по ролям |
| VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |






