Этапы урока
| Формы, методы, методические приёмы
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Вид и форма
контроля
|
Осуществляемые
действия
| Формируемые
умения
|
|
|
|
|
|
|
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
| Фронтальная. Словесный. Слово учителя
| Приветствие учащихся.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели,
И открыли поскорей
Очень много букварей.
– Проверим готовность к уроку
| Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
| Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
| Фронтальный.Наблюдение учителя
|
|
|
|
|
|
|
II. Речевая разминка
| Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка
| – Что говорят, когда рыба срывается с крючка?
| – Эх…!
| Готовят артикуляционный аппарат к чтению
| Коллективный. Правильное произношение звуков
|
III. Постановка учебной задачи
| Фронтальная. Словесный. Беседа
| – Какой первый звук вы сейчас произнесли?
– Давайте сформулируем задачу сегодняшнего урока
| – [э].
– Познакомиться со звуком [э] и буквой, его обозначающей, читать слова с новой буквой
| Формулируют вместе с учителем учебную задачу
| Фронтальный. Устные ответы
|
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 57)
| Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, анализ слова, работа с рисунком, со схемой-моделью слова, объяснение учителя, чтение
| – Что изображено на картинке?
– Что можно услышать в лесу?
– Выполните слого-звуковой анализ слова эхо.
– Выделите первый звук.
– Этот гласный звук вы уже слышали раньше, когда выделяли его в слогах-слияниях
и обозначали буквой е. Охарактеризуйте звук [э]
| Рассматривают предметную картинку с изображением леса, в котором грибники перекликаются.
Выполняют слого-зву-ковой анализ слова эхо.
– Звук [э] в начале слова и после гласных обозначается буквой э
| Определяют сюжет предметной картинки. Выделяют звук [э] в процессе слого-звукового анализа слова эхо. Устанавливают, что звук [э] – знакомый, так как раньше уже выделяли его в слогах-слияниях и обозначали буквой е
| Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слова
|
|
|
|
|
|
|
2. Игра «Кто внимательный?»
| Коллективная. Словесный.
Игра
| – Найдите одинаковый звук в словах: этажерка, эскалатор, экран, эскимо.
– Назовите имя девочки, используя первые звуки слов: эскалатор, медведь, мячик, автобус
| – [э].
– Эмма
| Распознают звук [э] в словах. Определяют первые звуки в
словах. Умеют работать коллективно, исправляют ошибки товарищей
| Коллективный. Устные ответы,
игра
|
Физкультминутка
| Коллективная. Практический
| – Хлопните в ладоши, если услышите звук [э] в словах и топайте ногами, если такого звука нет: елка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, если, щетка, этот, элеватор, экскурсия, дети, электричество, эхо
| Выполняют действия по тексту под руководством учителя. Определяют наличие звука [э] в словах
| Осуществляют профилактику утомления. Распознают звук [э] в словах
| Коллективный. Правильное выполнение движений
|
3. Знакомство с буквой Э
| Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы
| – На что похожа буква Э (Э оборотное)?
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится,
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
А. Шибаев
– Выложите букву Э из нитки или шнурка
| Находят букву Э на «ленте букв».
Высказывают свои предположения.
Из нитки или шнурка выкладывают букву Э
| Находят букву Э на «ленте букв». Моделируют ее из нитки или шнурка
| Фронтальный. Устные ответы, моделирование
|
4. Чтение слов(учебник, с. 57)
| Фронтальная. Словесный. Чтение
| – Прочитайте слова.
– Какой звук обозначен бук- вой э? Что обозначает буква э?
| Читают слова.
– [э].
– Твердость предшествующего согласного звука
| Распознают букву э в словах. Произносят звук [э]. Характеризуют букву э
| Фронтальный. Чтение, устные ответы
|
|
|
|
|
|
|
5. Работа со стихотворением Я. Акима (учебник, с. 57)
| Групповая. Словесный. Чтение, беседа
| – Прочитайте стихотворение, рассмотрите картинку.
– Что вы знаете о космических ракетах? Расскажите
| Читают стихотворение, рассматривают картинку, составляют рассказ
| Составляют рассказ по картинке с опорой на стихотворение. Умеют работать в группе
| Групповой. Чтение, рассказ
|
Физкультминутка
| Коллективная. Практический
| Чух-чух, чух-чух –
Мчится поезд во весь дух.
Пых-пых-пых!
Тороплюсь! – гудит: у-у-у…
Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь-у-у-усь!
| Выполняют движения по тексту под руководством учителя
| Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке
| Коллективный. Правильное выполнение движений
|
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией и стихотворением (учебник, с. 56)
| Фронтальная, парная. Словесный, наглядный, творческий. Беседа, работа с иллюстрацией, чтение, рассказ
| – Рассмотрите рисунки, прочитайте стихотворение. Выполните задания к картинке в учебнике.
– Подготовьте с товарищем сообщение.
– Прочитайте выразительно стихотворение.
– О чем говорится в стихотворении?
– Что такое метеорит?
| Рассматривают картинку, читают стихотворение.
Отвечают на вопросы. Получают домашнее задание
| Извлекают из иллюстрации и стихотворения необходимую информацию. Формулируют четкие ответы на вопросы. Читают выразительно стихотворение. Готовят дома сообщение в паре, работая с дополнительной информацией
| Фронтальный, парный. Устные ответы, чтение, рассказ
|
2. Работа с рассказом Л. Толстого (учебник, с. 58)
| Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа
| – Прочитайте рассказ.
– Что знала Таня?
– Что Таня сказала кукле?
– Чему она ее учила?
| Читают рассказ, отвечают на вопросы
| Осознанно читают рассказ, соблюдая интонацию и знаки препинания. Формулируют ответы
| Фронтальный. Чтение, устные ответы
|
|
|
|
|
|
|
3. Чтение стихотворения В. Берестова (учебник, с. 58)
| Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа
| – Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы в учебнике
| Читают стихотворение, отвечают на вопросы
| Читают, соблюдая интонацию. Высказывают свое мнение
| Фронтальный. Чтение, устные ответы
|
VI. Рефлексивно-оценочный
| Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа
| – Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
– Спасибо за урок
| Отвечают на вопросы учителя
| Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке
| Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы
|