Этапы урока
| Формы, методы, методические приёмы
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Вид и форма
контроля
|
Осуществляемые
действия
| Формируемые
умения
|
|
|
|
|
|
|
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
| Фронтальная. Словесный. Слово учителя
| Приветствие учащихся.
– Мы будем на уроке думать? (Да.)
– А может, будем спать? (Нет.)
– Мы будем рассуждать? (Да.)
– А в облаках летать? (Нет.)
| Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
| Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
| Фронтальный. Наблюдение учителя
|
|
|
|
|
|
|
|
| – Друг другу будем помогать? (Да.)
– Проверим готовность к уроку
|
|
|
|
II. Актуализация опорных знаний.
1. Игра «Угадай слово»
| Фронтальная.
Словесный. Игра
| На доске написаны буквы:
о, у, е, б, ч, н, и, е
а, о, е, г, р, м, т на страницах книги.
– Соедините последовательно гласные и согласные и отгадайте название урока
| Составляют слова из букв, читают
| Осуществляют словообразование путем последовательного соединения гласных и согласных букв
| Фронтальный. Игра, устные ответы
|
2. Азбука и алфавит. Беседа
| Фронтальная.
Словесный. Беседа, рассказ учителя
| – Как называется ваша первая учебная книга?
– Попробуйте объяснить, почему её так назвали – «азбука»?
– Прочитайте, как назывались буквы А и Б.
– Из этих названий и получилось слово «азбука».
– А, вот слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит». Так и живут у нас слова-
близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и
| – Азбука.
– Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв.
– Аз, Буки.
| Воспроизводят по памяти информацию, полученную ранее, правильно формулируют ответы. Воспринимают на слух новую информацию
| Фронтальный. Устные ответы
|
|
|
|
|
|
|
|
| то же; все буквы расположены в установленном порядке. Каждая буква имеет свое постоянное место и название
|
|
|
|
III. Постановка учебной задачи
| Фронтальная. Словесный. Слово учителя
| – Сегодня мы узнаем, каким был первый букварь и кто его написал и напечатал
| Слушают учителя
| Принимают учебную задачу
| Фронтальный. Наблюдение учителя
|
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Чтение рассказа В. Крупина «Первый букварь» учителем. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 90–91)
| Фронтальная. Словесный, наглядный. Чтение учителем, беседа, работа с иллюстрацией
| – Кто написал и напечатал первый букварь?
– Как называют Ивана Федорова?
– Чем заканчивался первый букварь?
– О чем говорит первая заповедь из букваря?
| Слушают рассказ, рассматривают иллюстрации с изображением Ивана Федорова. Отвечают на вопросы
| Слушают текст в чтении учителя. На слух определяют известную и неизвестную информацию.
Извлекают из иллюстрации новую информацию
| Фронтальный. Устные ответы
|
2. Чтение текста учениками («цепочкой») (учебник, с. 90–91)
| Фронтальная. Словесный, практический. Чтение
| – Прочитайте рассказ «цепочкой»
| Читают
| Осознанно читают целыми словами, соблюдая интонацию и знаки препинания
| Фронтальный. Чтение
|
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Буквы современного и древнерусского алфавита (учебник, с. 90–91)
| Фронтальная. Словесный, практический. Беседа
| – Рассмотрите страницу старинной Азбуки. Сравните буквы современного и древнерусского алфавита
| Читают старинную азбуку
| Соотносят название букв со страницей старинной азбуки. Сравнивают название русских букв и старинных, делают выводы
| Фронтальный. Устные ответы
|
|
|
|
|
|
|
2. Что читали ваши предки и прабабушки в своих букварях
| Групповая. Словесный, проблемный. Беседа
| – Прочитайте запись на доске. «Не будь ленив, но со всяким прилежанием читай, внимай, слушай и твори».
– Как вы понимаете эти слова?
– Попробуйте это пожелание перевести на современный русский язык
| Читают запись на доске.
– «Не ленитесь, усердно читайте, слушайте внимательно учителя, сами делайте «открытия», творчески подходите к заданиям»
| Осуществляют чтение фразы с доски. Переводят пожелание из первого букваря на современный язык. Высказывают свое мнение и отношение к пожеланию
| Групповой. Чтение, устные ответы
|
3. Творческая работа. Создание собственной Азбуки
| Индивидуальная. Практический. Творческое задание
| – Создайте свою азбуку. Придумайте слова, которые помогут запомнить название старинных букв русского алфавита.
– Придумайте рассказ о своей азбуке (кто её автор, в каком издательстве издана, какие рассказы читали, о чем интересном узнали)
| Выполняют задание под контролем учителя
| Учатся работать самостоятельно. Проектируют творческое задание. Представляют выполненную работу одноклассникам, оценивают работы товарищей, обсуждают, что понравилось, над чем следует поработать
| Индивидуальный. Творческая работа «Азбука»
|
VI. Рефлексивно-оценочный
| Фронтальная. Словесный. Беседа
| – Что нового узнали на уроке?
– Что особенно запомнилось и понравилось?
– Спасибо за урок
| Отвечают на вопросы учителя
| Анализируют и оценивают работу на уроке
| Фронтальный. Устные ответы
|