double arrow

Теория спроса на деньги: неоклассическая и кейнсианская концепции

Может показаться, что спрос на деньги безграничен, поскольку, чем больше денег у индивидов, тем больше благ они смогут приобрести. В данном случае желание иметь как можно больше благ выдается за безграничность спроса на деньги. Однако при анализе спроса нужен другой подход.

Спрос на деньги – это потребность в определенном запасе денег. Он определяется как количество платежных средств, которой население и фирмы хотят держать в ликвидной форме, т.е. в форме наличности и чековых депозитов. Держание кассы лишает рыночных агентов возможности иметь доход от других видов имущества (акций, облигации, недвижимость), а значит, порождает для них соответствующие альтернативные издержки.

Почему же люди согласны нести эти издержки, предъявляя спрос на деньги?

Спрос на деньги существует потому, что деньги являются специфическим благом и в данном своем качестве особым образом встроены в денежный рынок

Существует два подхода к объяснению спроса на деньги:

- монетаристский (в основе классический);

- кейнсианский.

Классики определяют спрос на деньги на основе уравнения обмена количественной теории денег

MV= PY, где

M- количество денег в обращении

V – скорость обращения денег

P – уровень цен (индекс цен);

Y - объем выпуска (в реальном выражении).

При этом предполагается, что скорость обращения величина постоянная.

Отсюда следует, что спрос на деньги определяется динамикой ВВП (PY)

M=PY/constV

По мнению монетаристов спрос на деньги стабилен, а вот предложение не стабильно.

Поэтому, согласно правилу монетаристов, государство должно поддерживать темп роста денежной массы на уровне средних темпов роста реального ВВП.

В рамках количественной теории денег было сформулировано 2 мотива спроса на деньги.

1. Люди и фирма нуждаются в деньгах как в средстве платежа, т.е. в удобном инструменте обслуживания сделок. Потребность в деньгах для этих целей называется спросом на деньги со стороны сделок, операционным спросом или, как писал Кейнс трансакционным спросом.

2. Второй мотив спроса на деньги получил название спроса по мотиву предосторожности. Он возникает потому, что людям приходится сталкиваться с непредвиденными платежами. А для этого у них должен быть некоторый запас денег. Его объем зависит от объема непредвиденных расходов, который прямо пропорционален национальному доходу.

Поскольку эти два мотива спроса на деньги не зависят от уровня процентной ставки, то графически трансакционный спрос и спрос по мотиву предосторожности выглядят как вертикальная линия, расстояние от оси ординат определяется величиной дохода.

Дж. Кейнс выделил 3 мотив хранения дененг – спекулятивного. Он связывал его с наличием у денег альтернативной стоимости. Под альтернативной стоимостью хранения денег понимается упущенная выгода в виде неполученных процентов.

Держание ликвидности домашними хозяйствами и фирмами для приобретения в удобный момент фин активов получило название спроса на деньги со стороны активов, или спекулятивного. То есть, если процент велик, то я положу деньги в банк, а если процент низок, то зачем мне их ложить? Мои издержки не будут велики.

График на странице 161 Ивашковский Макроэкономика.

Таким образом обобщая два названных подхода классический и кейнсианский, можно выделить следующие факторы спроса на деньги:

Уровень дохода и процентную ставку.

Для классиков самым важным – это уровень дохода, а для кейнсианцев – это процентная ставка.

Кривая спроса может смещаться в двух случаях:

1. При изменении дохода, при росте смещается вправо, при падении влево

2. При совершенствовании банковских операций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: