Ликвидация аварий при спуске и креплении скважины

Если авария все-таки возникла, следует придерживаться следующих правил [2].

При прихвате обсадной колонны следует восстановить интенсивную циркуляцию промывочной жидкости и одновременно расхаживать колонну. Расхаживание производится без резких посадок, усилия при натяжке колонны не должны превышать на 50-70 кН вес колонны до прихвата. Если эти меры не дают положительных результатов, то обсадную колонну цементируют в месте вынужденной остановки.

Когда требуется обязательно спустить колонну до забоя, т. е. когда вынужденная остановка из-за прихвата равноценна ликвидации скважины по техническим причинам, ведут длительные работы для освобождения прихваченной колонны (пытаются освободить ее при помощи ванны или сплошной промывки скважины нефтью или кислотой). Извлечение аварийной обсадной колонны путем развинчивания влево не рекомендуется во избежание развинчивания ее в нескольких местах.

Прихваченную обсадную колонну, через которую прекратилась циркуляция промывочной жидкости, пытаются освободить восстановлением циркуляции через отверстия в колонке выше стоп-кольца. Для этого над ним в колонне простреливают 15 - 20 отверстий. Если и эти работы окажутся безуспешными, то определяют верхнюю границу прихвата с помощью прихватоопределителя, а по возможности и интервал прихвата. Над интервалом прихвата простреливают 15 - 20 отверстий и пытаются восстановить циркуляцию. Если после этого колонна не освобождается, то решают вопрос о` дальнейших работах на скважине. Как правило, ее цементируют в данном положении.

При заклинивании обсадной колонны или прихвате ее в необсаженной части ствола практикуется следующий метод ликвидации аварии. Определяют место прихвата колонны. Обрезают не прихваченную часть обсадной колонны -гидравлической или механической труборезкой над местом прихвата и поднимают. Затем снова отрезают 1,5 - 2 м колонны, соединяются с ними наружной или внутренней герметичной труболовкой, восстанавливают циркуляцию и поднимают всю колонну по частям. Этот метод целесообразно применять, если длина прихваченных труб небольшая. Помимо этого небольшие участки колонн в подобных случаях можно разрушать забойными фрезерами или с помощью универсального вырезающего устройства ВНИИБТ.

Забойный фрезер представлен на рис. 5.

Рис. 5. Забойный фрезер.

Иногда описанным методом устраняют нарушения целостности обсадных колонн. Для этого извлекают трубы выше места нарушения (если они не зацементированы и не прихвачены), удаляют нарушенные участки труб разрезанием нарушенной трубы на пять - семь кусков, затем соединяются с оставшейся в скважина колонной с помощью специального герметизирующего устройства.

При посадке колонны на забой иногда часть труб забивается шламом. Чтобы освободить трубы от шлама, колонну, если это возможно, приподнимают. Если она оказалась прихваченной, то простреливают отверстия- над стоп-кольцом, восстанавливают циркуляцию, расхаживают при увеличенной подаче промывочной жидкости и переходят на промывку водой или нефтью. Когда этим не удается освободить колонну, то ее цементируют или разрезают и извлекают по частям.

Упавшую в скважину часть колонны обсадных труб извлекают ловителем и труболовкой для обсадных труб (преимущественно типа ТВО). Использование не освобождающихся ловильных инструментов (труболовок, ловителей, специальных переводников) нежелательно для извлечения обсадных труб. Обсадные колонны и части их диаметром более 426 мм, как правило, не поддаются извлечению.

При смятни зацементированной обсадной колонны спускают печать или скважинный фотоаппарат для выяснения формы и степени смятия колонны. Для выправления смятия колонны применяют различные оправки. Максимальный наружный диаметр оправок должен быть на 5-10 мм меньше внутреннего диаметра колонны. При необходимости после выправления колонну закрепляют цементным раствором., Желательно, чтобы справки, спускаемые в скважину диаметром более 190 мм, имели направляющую головку меньшего диаметра по типу пилот-долота, которую необходимо фиксировать от самоотвиичивания. Направляющая головка проходит ниже места нарушения и исключает зарезку нового ствола за обсадной колонной.

Разрушенное при цементировании колонны тело трубы почти нельзя восстановить, можно только выправить нарушенные участки оправками и перекрыть их другой колонной (колонной-летучкой, пластырем).

Когда при продавливании весь цементный раствор или значительное количество его остается в колонне, то ее поднимают, если позволяет грузоподъемность вышки и оборудования. В противном случае из колонны немедленно вымывают цементный раствор (пока он не успел схватиться), так как промедление может привести к ликвидации скважины, или приступают к разбуриванию цементного стакана – работе длительной и не всегда дающей положительные результаты.

Необходимо всегда помнить, что аварию проще предотвратить, чем устранить.

Список литературы

1) Балаба В.И. Строительство скважин. Требования промышленной безопасности: Учебное пособие. - М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губ- кина, 2004. - 188 с.

2) Балаба В.И. Амбарная технология сбора и хранения отходов бурения. – М.: ГАНГ, 1996.

3) Булатов А.И. Справочник по креплению нефтяных и газовых скважин. - М.: Недра, 1977. – 257 c.

4) Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности. Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности. – М.: ЗАО «НТЦ исследований проблем промышленной безопасности». – 2013. – 288 с.

5) Балаба В.И., Василенко И.Р., Владимиров А.И., Гарин Ю.Р., Промышленная безопасность строительства и реконструкции скважин. 2006.

6) Охрана окружающей среды в нефтегазовой промышленности. Булатов В.И., Макаренко П.П., Шеметов В.Ю. – М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: