Этапы развития трудового коллектива

Трудовой коллектив — это группа трудящихся людей, объединенных общей работой, интересами и целями.

По Г. Резнику процесс формирования трудового коллектива в общем случае складывается из трех этапов:

Первый этап - ориентационная стадия образуется трудовая общность, основу объединения которой составляют преимущественно формально-функциональные связи, носящие вынужденный, обусловленный технологией характер. Такие связи осуществляются главным образом в силу внешнего, административного давления, надзора и контроля ради получения вознаграждения за труд, как средства достижения личных целей, не имеющих отношения к главной цели организации. Такая трудовая общность еще не является трудовым коллективом и имеет место либо на начальной стадий существования трудовой общности, либо в стадии ее кризиса и дезорганизации, когда она по тем или иным причинам распадается.

На данном этапе организатор коллектива — руководитель, от него исходят все требования.

На первом этапе в поведении людей преобладает индивидуализм. Они знакомятся друг с другом, наблюдают окружающих и демонстрируют им собственные возможности. Многие при этом занимают выжидательные позиции, избегают враждебности, наблюдают, анализируют. По истечении определенного времени и при известных управленческих усилиях трудовая общность может перейти на 2-й этап.

Второй этап – взаимоадаптационная стадия. Отличается наличием сформировавшегося за это время устойчивого «ядра», способного оказывать влияние на других сотрудников, цели которых не совпадают с целями организации. Это «зародыш» будущего реального трудового коллектива, члены которого идентифицируют себя с организацией, воспринимают ее цели как свои собственные. На втором этапе происходит сближение людей, установление между ними необходимых контактов и формирование общих норм поведения, «цементирующих» коллектив, а также возникают попытки установления приоритетов и захвата власти.

Основная цель руководителя на этой стадии — максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного работника. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.

Третий этап – стадия консолидации (сплочения). На 3-м этапе, когда трудовая общность может быть названа трудовым коллективом (реальным), большинство ее членов разделяют цели организации, идентифицируют себя сданной общностью. На третьем этапе коллектив стабилизируется, формируются совместные цели и нормы, налаживается надежное сотрудничество, позволяющее получать гарантированные результаты.

В дальнейшем с ростом зрелости коллектива ему по плечу становятся все более сложные задачи, а доверие, существующее между людьми, хорошее знание ими друг друга в ряде случаев позволяют ему функционировать на принципах самоуправления.

Руководитель на этом этапе старается сплотить коллектив, дает четкие ориентации на достижение целей.

30. Деятельность по управлению персоналом

Управление персоналом – это целенаправленное организованное воздействие на сотрудников компании, целью которого является обеспечение наиболее эффективного функционирования организации, а также удовлетворение интересов рабочего коллектива и потребностей отдельно взятого сотрудника.

Задачи системы управления персоналом: обеспечение предприятия заинтересованными в работе квалифицированными кадрами;максимальное использование способностей и мастерства персонала;повышение уровня удовлетворенности трудом у сотрудников;сохранение хорошей атмосферы в компании;развитие эффективных способов повышения квалификации персонала;возможность своевременного продвижения кадров по службе;поднятие творческой активности работников; организация приемлемых условий труда.

Структура системы управления персоналом:

· Элементарная – используется на небольших предприятиях; руководитель и исполнитель – одно лицо;

· Линейная – вертикальные связи, многоплановое производство;

· Функциональная – глубокое разделение труда по функциям.

Методы управления персоналом:

· Административные – основываются на дисциплинированности персонала и привлечению его к ответственности (запрет, указание, приказ, консультация, деловой совет);

· Социально-психологические – используется социальный механизм управления, т.е. социальные потребности персонала, система взаимоотношений внутри коллектива и прочее (Внушение, убеждение, моральное поощрение);

· Экономические - роль экономических методов управления персоналом заключается в мобилизации трудовых ресурсов на достижение определенного результата. (Премии, надбавки).

Основные функции управления персоналом: подбор, наем и формирование персонала организации для наилучшего достижения целей производства;оценка персонала;развитие организационной структуры и морального климата предприятия, способствующих проявлению творческой активности каждого работника;наилучшее использование потенциала работников и его вознаграждение;обеспечение гарантий социальной ответственности организаций перед каждым работником.анализ имеющегося кадрового потенциала и планирование его развития с учетом перспективы;мотивация персонала,оценка и обучение кадров,содействие адаптации работников к нововведениям,создание социально комфортных условий в коллективе,решение частных вопросов психологической совместимости сотрудников и др.





Подборка статей по вашей теме: