Теоретическими основами стратегического менеджмента послужили концепции:
1) «корпорации, ориентированной на будущее»; рассматривала внутреннюю структуру фирмы и окружающую ее социально-экономическую и технологическую среду как единое целое. Первоначально акцент делался на гибкой адаптации компании к окружению, затем — на его активном изменении;
2) «управления по целям»; предполагалось, что цели (например, подразделений) корректируются, исходя из реальных обстоятельств и возможностей персонала их реализовать;
3) «ситуационного подхода»; он предполагает решение возникающих проблем с учетом взаимодействия внутренней и внешней среды;
4) «экологической школы», ставившей вопрос об органической взаимосвязи фирмы и среды и обеспечении выживаемости компании в ее рамках как главной задаче управленческой деятельности;
5) «обслуживающих среду организаций»; в центре было положение о необходимости адаптации компании к окружению при его изменении путем перестройки целей;
|
|
6) «маркетинга», говорившая о том, что фирма должна не навязывать рынку свои товары, а исходить в своей деятельности из потребностей клиентов, перестраивать в соответствии с ними всю производственную систему;
7) «стратегического планирования», она нацелена на выявление и анализ стратегических проблем, постановку целей, определение долгосрочных ориентиров развития, курса действий, перераспределение в соответствии с этим ресурсов.
Наибольшую известность в научном мире в настоящее время имеют 10 школ стратегического управления, обладающих собственными подходами и принципами формирования систем стратегического управления. К ним относятся:
• школа дизайна (А. Чандлер, Ф. Селзник, К. Эндрюс и др.), ключевой идеей которой является совпадение внутренних и внешних возможностей организации как основная задача при принятии управленческих решений. В настоящее время в стратегическом управлении широко используются SWОТ-анализ, разработанный сторонниками этого направления стратегического менеджмента;
• школа планирования (И. Ансофф, П. Лоранж, Дж. Штейнер и др.) рассматривала процесс стратегического управления как последовательность формализованных этапов управленческой деятельности: постановка стратегической задачи (формализованного представления цели), внешний и внутренний аудит, оценка разработанной стратегии, детальная проработка стратегических планов и тактическое планирование, контроль за реализацией планов. Заслуга этой школы — формализация и конкретизация результатов процессов стратегического управления;
• школа позиционирования (М. Портер, Д. Шенделл, К. Хаттен и др.) исходит из предпосылки того, что для каждой отрасли на каждом этапе ее жизненного цикла существует ограниченное число ключевых («генерических») стратегий.;
|
|
• школа предпринимательства (Г. Минцберг, О. Коллинз, Д. Мур и др.) подходит к процессу разработки стратегии как к ментальному процессу высшего руководителя организации на основе его стратегического видения. Эта школа стратегического управления привнесла элементы упреждающего (проактивного) характера и выделила роль лидера в стратегическом менеджменте;
• когнитивная школа, или школа познания (Г. Саймон, С. Макридакис, А. Дюгейм, К. Швенк и др.), исследует процесс стратегического управления как процесс познания, познавательную деятельность людей. В когнитивной школе выделяются два основных направления - объективистское (исходящее из предпосылки объективности мира и процесса его познания) и субъективистское (основанное на предположении, что личность сама интерпретирует и создает мир);
• школа обучения (Р. Лапьер, Ч. Линдблюм, Дж. Куинн и др.) опирается на предположение о том, что стратегический менеджмент является не только инструментом контроля изменения деятельности компании, но и эффективным методом управления на основе изменений. Заслугой школы обучения является привнесение в стратегическое управление элементов инновационной деятельности;
• школа власти (А. Маклиллан, Дж. Сарразин, Э. Петтигрю и др.)
подходит к разработке стратегии как к политическому процессу, в результате которого формируется политика организации. В соответствии с данным подходом разработка стратегии вследствие неопределенности и изменчивости внешней среды не возможна в принципе, поэтому в стратегическом менеджменте основные усилия должны быть сосредоточены на разработке политики производственно-хозяйственной деятельности организации;
• школа культуры (С. Фельдман, Дж. Барни, М. Фирсироту, Ф. Ригер и др.) исходит из того, что главной задачей стратегического управления является формирование внутриорганизационной культуры, развитие идеологии для всего персонала компании в целом, вовлечение каждого работника в создание сильной конкурентоспособной организации;
• школа внешней среды (К. джордж, Ж.-М. Тулуз, М. Ханнан,
Дж. Фриман и др.) отводит организации пассивную роль, видя задачу стратегического управления в формировании адаптивной реакции на изменение окружающей среды. В рамках этой научной школы был развит ситуационный подход к стратегическому управлению;
• школа конфигурации (Д. Миллер, П. Хандвалла и др.) рассматривает стратегическое управление как деятельность по переводу организации из одного стабильного состояния в другое в соответствии с изменениями условий бизнеса. Основное внимание в данной школе уделяется вопросам реализации стратегии, теории и практики переходных процессов в организации.
Стратегическое управление предприятием включает пять основных компонентов, образующих следующую цепь перспективно-целевых решений
1. Видение - это образ возможного и желаемого будущего состояния предприятия.
2. Сфера бизнеса - вид деятельности, связанный с конкретной хозяйственной единицей, программой и т.д. Определение бизнеса предполагает оценку его перспектив и уяснения в нем своего конкретного места и возможностей.
3. Миссия, или общественно значимая роль, предприятия представляет собой качественно выраженную совокупность основных целей бизнеса.
4. Стратегия - интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности.
5. Программы и планы - это система мер по реализации принятой предприятием стратегии, призванная решать задачи распределения ресурсов, полномочий и ответственности среди подразделений (сотрудников), участвующих в реализации стратегии; разработки оперативных планов и программ.