Игра 65 (с 9 лет)
Цели: Даже многим взрослым бывает трудно сформулировать собственные требования ясно и дружелюбно. Маленькие дети часто предъявляют вполне ясные требования, но далеко не всегда делают это дружелюбно. Этим упражнением мы подтверждаем право детей что-либо требовать у своих сверстников или у взрослых, и предоставляем им возможность формулировать эти требования вежливо.
'Материалы: По одному экземпляру "Листа участника" каждому ре-
бенку.
Лист участника.
Что бы ты сказал в следующих ситуациях:
1)Ты видишь нескольких играющих друг с другом ребят и хочешь включиться в игру...
2) Несколько твоих друзей идут вместе в кино, а тебя с собой не пригласили. Ты хочешь пойти вместе с ними...
3) Твоя подруга взяла у тебя книгу почитать и не возвращает ее обратно. Ты хочешь получить книгу назад...
4) Ты хочешь, чтобы родители давали тебе больше карманных денег...
5) Ты не понял, как надо решать пример, и хочешь, чтобы учитель объяснил тебе его еще раз...
6) Неделю назад ты спросил у своего отца, можно ли тебе поехать в туристический поход на два дня с ночевкой, и до сих пор ты не получил ответа...
|
|
7) Твой друг взял у тебя деньги взаймы и не вернул. Эти деньги нужны сейчас тебе самому...
8) Кто-то из ребят смеется над твоей новой прической...
9) Ты стоишь в магазине в очереди в кассу, а какая-то женщина пытается подойти без очереди...
10) Вы дома давно ни во что не играли все вместе. Ты узнал новую игру и хочешь, чтобы родители поиграли в нее вместе с тобой...
Инструкция: Временами все мы чего-то хотим от других людей. Например, хотим, чтобы они приняли нас в свою игру. Я, например, хочу, чтобы вы меня слушали, или чтобы вы достали тетради. Когда мы чего-то хотим от другого человека, мы можем выразить свое желание удачно или же не очень. Если мы тревожимся или робеем, то формулируем наши желания недостаточно ясно. Если мы чересчур решительны и напористы, то можем задеть чувства другого человека, оскорбить или обидеть его. Лучше всего, если мы высказываем свои требования ясно и дружелюбно. Сделать это можно, например, следующим образом...
Мы смотрим человеку прямо в глаза, говорим спокойным и уверенным голосом и сразу начинаем с того, чего мы хотим, говоря, например: "Я хочу... Мне нужно... " Разумеется, мы не всегда слышим в ответ "да", и не всегда получаем то, чего хотим. Но если мы вовсе не пытаемся получить желаемое, то гораздо чаще оказываемся разочарованными и испытываем чувство собственной слабости и беспомощности. Мне хочется, чтобы вы сегодня поучились выдвигать свои требования ясно и дружелюбно.
Представьте себе, что вы пришли за покупками в магазин, и продавщица неполностью дает вам сдачу. Что вы ей скажете? (Обсудите с детьми различные эффективные и неэффективные варианты реплик в данном случае.)
|
|
Теперь возьмите листы, которые я для вас приготовила. Объединитесь по трое и сядьте вместе со своими партнерами. Просмотрите один за другим все примеры. Каждый из вас должен будет сказать, как он сформулирует свое требование в описанной ситуации. А двое других будут внимательно его слушать и потом скажут, что они об этом думают... (20 минут.)
Анализ упражнения:
— Чему полезному для себя ты научился?
— Как ты высказываешь свои требования: слишком робко или чересчур напористо?
- Что дается тебе легче: предъявлять требования взрослым или другим детям?
- Почему так важно высказывать требования дружелюбным тоном?
- Как ты реагируешь, когда слышишь в ответ "нет"?
- Кто из ребят класса, по-твоему, умеет хорошо предъявлять требования?
- Как предъявляет свои требования классу ваш учитель?
ГЛАВА 5. УМЕНИЕ ЛАДИТЬ С ЛЮДЬМИ