Дружелюбные требования

Игра 65 (с 9 лет)

Цели: Даже многим взрослым бывает трудно сформулировать соб­ственные требования ясно и дружелюбно. Маленькие дети часто предъя­вляют вполне ясные требования, но далеко не всегда делают это друже­любно. Этим упражнением мы подтверждаем право детей что-либо тре­бовать у своих сверстников или у взрослых, и предоставляем им возмож­ность формулировать эти требования вежливо.

'Материалы: По одному экземпляру "Листа участника" каждому ре-

бенку.

Лист участника.

Что бы ты сказал в следующих ситуациях:

1)Ты видишь нескольких играющих друг с другом ребят и хочешь включиться в игру...

2) Несколько твоих друзей идут вместе в кино, а тебя с собой не пригласили. Ты хочешь пойти вместе с ними...

3) Твоя подруга взяла у тебя книгу почитать и не возвращает ее об­ратно. Ты хочешь получить книгу назад...

4) Ты хочешь, чтобы родители давали тебе больше карманных де­нег...

5) Ты не понял, как надо решать пример, и хочешь, чтобы учитель объяснил тебе его еще раз...

6) Неделю назад ты спросил у своего отца, можно ли тебе поехать в туристический поход на два дня с ночевкой, и до сих пор ты не по­лучил ответа...

7) Твой друг взял у тебя деньги взаймы и не вернул. Эти деньги ну­жны сейчас тебе самому...

8) Кто-то из ребят смеется над твоей новой прической...

9) Ты стоишь в магазине в очереди в кассу, а какая-то женщина пы­тается подойти без очереди...

10) Вы дома давно ни во что не играли все вместе. Ты узнал новую игру и хочешь, чтобы родители поиграли в нее вместе с тобой...

Инструкция: Временами все мы чего-то хотим от других людей. Например, хотим, чтобы они приняли нас в свою игру. Я, например, хо­чу, чтобы вы меня слушали, или чтобы вы достали тетради. Когда мы чего-то хотим от другого человека, мы можем выразить свое желание удачно или же не очень. Если мы тревожимся или робеем, то формули­руем наши желания недостаточно ясно. Если мы чересчур решительны и напористы, то можем задеть чувства другого человека, оскорбить или обидеть его. Лучше всего, если мы высказываем свои требования ясно и дружелюбно. Сделать это можно, например, следующим обра­зом...

Мы смотрим человеку прямо в глаза, говорим спокойным и уверен­ным голосом и сразу начинаем с того, чего мы хотим, говоря, например: "Я хочу... Мне нужно... " Разумеется, мы не всегда слышим в ответ "да", и не всегда получаем то, чего хотим. Но если мы вовсе не пытаемся получить желаемое, то гораздо чаще оказываемся разочарованными и испытываем чувство собственной слабости и беспомощности. Мне хочется, чтобы вы сегодня поучились выдвигать свои требования яс­но и дружелюбно.

Представьте себе, что вы пришли за покупками в магазин, и про­давщица неполностью дает вам сдачу. Что вы ей скажете? (Обсудите с детьми различные эффективные и неэффективные варианты реплик в данном случае.)

Теперь возьмите листы, которые я для вас приготовила. Объеди­нитесь по трое и сядьте вместе со своими партнерами. Просмотри­те один за другим все примеры. Каждый из вас должен будет сказать, как он сформулирует свое требование в описанной ситуации. А двое других будут внимательно его слушать и потом скажут, что они об этом думают... (20 минут.)

Анализ упражнения:

— Чему полезному для себя ты научился?

— Как ты высказываешь свои требования: слишком робко или че­ресчур напористо?

- Что дается тебе легче: предъявлять требования взрослым или другим детям?

- Почему так важно высказывать требования дружелюбным то­ном?

- Как ты реагируешь, когда слышишь в ответ "нет"?

- Кто из ребят класса, по-твоему, умеет хорошо предъявлять тре­бования?

- Как предъявляет свои требования классу ваш учитель?

ГЛАВА 5. УМЕНИЕ ЛАДИТЬ С ЛЮДЬМИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: