Конструктивная реакция аудитории заключается в принятии ею речи, ее понимания и усвоения. Когда аудитория соглашается с оратором – цель коммуникации достигнута.
Между выступающим и аудиторией возникает взаимопонимание: у них совпадает эмоциональный настрой, они сопереживают и получают удовлетворение от подобного контакта. В таких случаях аудитория активизирует свою деятельность: слушатели что-то предлагают, задают вопросы, дополняют, с охотой исполняют просьбы и задания говорящего.
Степень конструктивности в речи зависит от достижения высокого уровня понимания. Повысить понятность своего выступления можно, учтя все фазы понимания.
1. Первое знакомство с предметом речи в общих чертах (о чем идет речь?).
2. Изучение и углубление в суть предмета, получение разносторонней информации из Интернета, книг и лекций.
3. Наличие собственного мнения, которое опирается на досконально изученный предмет речи, осмысление его.
4. Использование полученных знаний на практике.
Процесс понимания многослоен и сложен, а содержание, скорее всего, будет понято в конце и после речи оратора.
Моделирование аудитории складывается из хорошего знания оратором особенностей своих слушателей. Он должен быть готов к встрече с ними, предполагать, в каких ситуациях могут возникнуть трудности и уметь влиять на аудиторию различными способами. Также необходимо уметь определять слушателя, склонного к конфликтам, чтобы направленным воздействием речи приобщить его к коллективному восприятию.