Тема 4. Выбор темы и цель речи. Подбор материалов

Подготовка в каждой речи должна начинаться с выбора темы и формулировки общих и конкретных целей.

Тема это то, чему посвящается речь. Ее рекомендуется обозначить в начале речи и сформулировать в одной фразе.

Цель речи это то, что хочет разъяснить оратор, произвести впечат­ление, убедить и побудить к действию, или просто развлечь.

При выборе темы следует пользоваться следующими правилами:

1) выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и интересам, но «не садитесь на любимого конь­ка», не забывайте об интересах слушателей;

2) необходимо подбирать уместную тему, помните, что люди, собравшиеся на банкет, даже физически не восприни­мают речей на научные темы;

3) выбирайте тему, которая может заинтересовать всех слушателей.

Каждое речевое воздействие должно иметь определённые цели и их надо определить. Потому формулируется сначала общая цель, а потом частные цели.

Общая цель может заключаться в том, чтобы развлечь, информировать, воодуше­вить, убедить, призвать к действию. Но часто речи сочетают в себе все виды целей.

1. Развлекательная речь не заключает никакой иной цели, кроме той, чтобы доставить удовольствие, потешить слушателей. Это искусство очень популярно в современном мире. Развлекательную речь можно слышать и в выступлениях комиков, и на банкете, и на концерте, и в клубе – в любом месте приятного общения и отдыха людей.

Шутка и серьезная мысль, правда и вымысел – это связная развлекательная речь. Однако связность может и отсутствовать, тогда это, например, цепь анекдотов.

Темой развлекательной речи может стать политика и погода, телевизионный сериал или один из участников разговора. Если обсуждение не касается присутствующего, то в речи могут быть юмор, ирония, сатира и сарказм. Если разговор затрагивает собравшихся, то этикетом предписано пользоваться только юмором (доброй шуткой), в юмористической речи можно рассказать и о самом себе.

2. Информационная речь сосредоточена на расширении знаний аудитории. Задача информационной речи не только возбудить любопытство, но и дать новое представление о пред­мете. Обычно она включает повествование, описание, объяснение. Повествование – это динамика или описание. Часто это описание предмета или события по частям, придание абстрактной информации наглядности, объяснение показывает, каков предмет, каково его предназначение или устройство. Вот некоторые примеры информационных тем:

Повествование: «Экспедиция Пржевальского в Среднюю Азию», «Жизнь домашней кошки», «Поиск и организация добычи полезных ископаемых», «Рост и упадок торгового предприятия».

Описательная речь: «Оригинальный состав блинов «а ля рус», «Экскурсии по памятникам Египта», «Жизнь в стратосфере». «Планеты, которые нас окружают», «Типы мотороллеров». «Система управления республиканского Рима», «Игры для менеджеров».

Объяснительная речь: «Как играть в преферанс», «Что вдохновляет политика». «Как делать сценарий», «Важность ораторского искусства».

Информационная речь должна быть интересна и ясна, она должна отвечать следующим требованиям:

а) в ней не должно быть ничего спорного (она не должна вызвать вопроса – верить или не верить);

б) она должна вызывать пытливость ума:

в)она направлена на удовлетворение запросов слушателя:

г) она обязана иметь практический выход.

3. Воодушевляющая речь затрагивает глубинные интересы слушателя: ощущение конфликта, борьбы, опас­ности, чувства патриотизма, прекрасного, возвышенного, гнева и ненависти. Эти речи должны пробуждать мысли о насущных вопросах бытия. Темы этих речей могут быть: «Добрый друг семейный доктор», «Памяти павших героев», «Мысли в связи с юбилеем великого человека», «Высшее образование как существенная ступень культуры», «Правда и неправда о моей стране».

Обычная опасность для оратора в таких речах впасть в слащавую сентиментальность или ложный пафос.

4. Убеждающая речь. Убедить – означает логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо наложение. На практике это – агитационная речь, в которой оратор логическими и эмоциональными приемами убеждает соглашаться с ним в спорном вопросе.

Тема этой речи должна обязательно быть интересной (как и всякая речь), иначе никакие доводы не изменят мнения слушателей.

5. Речь, призывающая к действию. Действие это может наступить когда-нибудь или немедленно. Но имеется в виду действие самих слушателей, а не отсутствующих. Так, политические призывы относятся к голосованию за того или иного кандидата на официальный пост, бросить все силы на борьбу с преступностью, на устройство городского парка, за более чистый воздух, призывы к проведению референдума. Деловая речьбывает чаще убеждающей и призывающей к действию.

В процессе выбора темы и определения установок речи необходимо поставить себе ряд вопросов. Если хоть на один из них вы получите отрицательный ответ измените речь:

1. Действительно ли эта тема интересна?

2. Достаточно ли знаний по этому вопросу?

3. Возможно ли уложиться в отведенное время, придерживаться регламента?

4. Убежден ли я в том, в чем буду убеждать других?

5. Будут ли соответствовать моя тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателей?

Речь не может быть хорошей, если она лишена содержания. Нетрудно выступить с речью, если есть что сказать, но очень трудно это сделать, если только хочется сказать что-нибудь. Существует четыре источника накопления материала:

1) личный опыт;

2) размышления и наблюдения;

3) интервью и беседы;

4) чтение.

Перед каждым выступлением может и не следует использовать все четыре способа, но обдумать вопрос и заглянуть в книги нужно обязательно.

1. Личный опыт. Если вам нужно, например, приготовить речь на тему: «Книга, научившая меня много­му», подумайте в начале о том, как вы читаете книги, какие из них составляют вашу библиотеку, к какой вы
обращаетесь за советом, кто ваши любимые писатели.

2. Размышления и наблюдения требуют ответить на такие вопросы: что дают вам книги; как они меняют вашу речь, взгляды, стиль жизни?

3. Интервью и беседы. С кем вы чаше всего говорите о книгах? Что почерпнули из них, как обогатили вас эти разговоры? Что изменили в вашей жизни?

4. Чтение. Что вы прочитали о значении книг для человека, на какие мысли это вас натолкнуло, расши­рило ли ваши «горизонты»?

При чтении следует соблюдать правила, необходимые каждому начинающем оратору:

1. Читайте больше, чем нужно на первый взгляд. Для подготовки речи необходимо знать много, чтобы выбрать лучшее. По лю­бому вопросу существуют и классические, и современные, и новейшие знания. Поэтому, не только книги, но и статьи из научных и общественно-политических журналов окажут вам неоценимую услугу.

2. Читайте критически: никогда не давайте овладеть вашим умом одному автору, никогда не выходите на трибуну, прочтя только одну книгу по данному вопросу – перед вами всегда должен быть спектр мнений, как сто тысяч звезд перед наблюдателем в темную августовскую ночь.

3. Читайте с пользой: приучайтесь вчитываться в книги в поисках нужной информации, т. е. читайте под определенным углом зрения. Помните знаменитый афоризм Френсиса Бэкона: «Одни книги можно лишь попро­бовать, другиепроглотить, и, наконец, немногие нужно разжевать и переваришь».

Тема 5. Аргументация

Эффективность аргументации зависит от выбора и размещения убедительных доказательств к утверждениям, приведенным в высказывании. Важным также является умение вести дискуссию. В основу аргументации в классической риторике заложена логическая операция, которая является комбинацией суждений и доказательств: тезиса, аргумента и демонстрации.

Тезис – это изначальное утверждение, в речи оно требует дальнейшего раскрывания, подтверждения его истинности. Отметим, что истинность или неистинность тезиса рассматривается только в контексте приведенных аргументов.

Аргумент – следующее за тезисом положение, которое поясняет и обосновывает его.

Различают аргументы непосредственные (прямые) и опосредованные (непрямые). Для аргументов применимы как логические операции, так и ссылки на традиции и авторитеты.

Аргументация также бывает логичной и аналогичной.

В основе аналогичной аргументации лежит силлогизм (дедуктивный), введенный в риторику еще Аристотелем. Силлогизм – это единство двух суждений возможное за счет использования промежуточного.

Все студенты молодые.

Наша группа – студенты.

Мы – молодые.

В классической риторике существуют четыре фигуры силлогизмов:

А есть В, В есть С, А есть С;

А есть В, С есть В, С есть А;

А есть С, А есть В, С есть В;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: