Тема 4. Стратегия и тактика выступления

Публичное выступление требует предварительного планирования. Необходимо определить, как, какими средствами должна быть достигнута намеченная цель, то есть выработать стратегию и подобрать к ней тактику.

Термин «стратегия» (греч. strategia «войско + веду») означает последовательность действий, направленных на достижение определённой цели. Эта последовательность характеризуется динамичностью, гибкостью, возможностью выбора.

Для реализации концепции имеется ряд различных стратегий. Каждая стратегия состоит из определения целевой установки, выделения основных вопросов и формулирования тезисов.

Целевая установка состоит из целей (общих и конкретных, близких и далёких), сопереживаний и побуждений к действию. Задания также имеют комплексный характер и могут быть явными – озвученными для аудитории; скрытыми – доступными только пониманию оратора.

Выбрав тему и выявив проблемы, необходимо определить, как лучше представить свой материал с учетом особенностей аудитории.

Затем разрабатывается стратегия формирования тезисов, то есть краткого изложения основных мыслей в речи. Принцип этого формирования может быть представительским, нарративным (рассказовым), повествовательным, объектно-аналитическим, рационально-эвристическим.

Далее стратегия детализируется и наступает этап выбора тактики.

Тактика – это способы и методы достижения цели речевого высказывания, т.е. пути реализации стратегического замысла.

В основе тактики лежит техника применения аргументации и построения положений речи, суждений и выводов. Правильно выстроенные аргументы и тезисы направлены на активизацию мыслительной и эмоциональной деятельности аудитории. Тезисы обосновываются логически выстроенными аргументами.

Основными критериями подбора аргументов являются следующие:

1. Связь с тезисом: аргумент должен подтверждать суть тезиса.

2. Доказательства должны выглядеть вероятными или быть истинными.

3. Аргументация должна быть понятной и интересной аудитории.

4. По возможности, приведение аргументов как «за», так и «против». Использование противоположных суждений, создание диалога активизирует внимание слушателей.

5. Применение образности в аргументации. Это также активизирует восприятие аудитории.

Условиями успешной аргументации можно назвать следующие:

1. Глубокое знание предмета, возможность изменить тип и порядок аргументов при изменении аудитории.

2. Знание правил классической логики.

3. Владение морально-эстетическими и философскими способами представления истины.

4. Готовность аудитории к восприятию содержания речи и образа оратора.

Активизация аудитории становится естественной реакцией на правильно расположенные содержательные тезисы (в данном случае под активизацией понимается повышение эффективности познавательно-мыслительной и эмоционально-волевой деятельности аудитории).

Способы активизации бывают логические и психологические. К логическим способам развертывания тезисов относят спиральный, ступенчатый, пунктирный, контрастный, ассоциативный.

Спиральный способ подразумевает многоразовое развертывание одной мысли с постепенным добавлением новой информации. Этот способ хорош для аудитории недостаточно подготовленной к данной информации. Например, знаменитая шуточная песня Л. Утесова основана на утверждении «А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо…» как раз и применяет спиральный способ сообщения информации: от смерти любимой кобылы до кончины мужа и полного разорения.

Ступенчатый способ разворачивания тезисов определяет поступательный ход мысли и речи, шаг за шагом, от факта к факту. От наименьшего к наибольшему – к выводам и обобщениям. Этот способ эффективен для аудитории мало знакомой с предметом речи.

Пунктирный способ развертывания тезиса предполагает расчленение информации на части, постепенное их объединение, чтобы показать всю протяженность в пространстве и во времени данной темы. Такой способ применяется в исторических обзорах, лекциях по истории и философии. В условиях ограничения по времени нет возможности подробно рассматривать всю историю изучения проблемы или последовательность событий за, скажем, тысячу лет. Отметим, что такой способ хорош лишь для подготовленной аудитории.

Контрастный способ представляет собой создание контрастов в момент развертывания тезисов. В речи приводятся противоположные мнения и противоречивые концепции, результаты и факты. При этом следует учитывать, что аудитория должна обладать способностью анализировать и иметь достаточный багаж знаний, чтобы выработать собственное мнение.

Ассоциативный способ развертывания тезисов эксплуатирует образы и представления аудитории и оратора. Этот способ в первую очередь применим к предметам акустического, визуального, тактильного порядка, а также к проблемам, понимаемым и усваиваемым через внешнее восприятие. Он хорош для представителей творческих профессий или для презентации произведений искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: