Японская система менеджмента — одна из самых эффективных в мире. При этом главное ее достоинство — умение работать с людьми. Здесь используются механизмы коллективной ответственности за порученное дело. Именно так реализуется политика организации и управления производством и людьми на всемирно известной фирме «Сони».
К основным ее направлениям относятся;
• постановка целей и задач, которые понятны всем; и руководителям, и рабочим. Существует мнение, что это сплачивает персонал компании в коллектив единомышленников;
• сознательный отказ от жестких планов и контроля за ходом их выполнения. Принято считать, что менеджер должен действовать по обстановке. В то же время механическая исполнительность. вполне терпимая при рутинных работах, может привести только к провалу дела;
• антибюрократический стиль руководства. В организационной структуре компании при необходимости могут быть созданы на определенный период подразделения, обладающие практической полной административно-хозяйственной самостоятельностью;
• поручение наиболее важных проектов новаторам. На взгляд администрации фирмы, именно одаренный сотрудник, который «горит на работе», может наиболее эффективно и быстро выполнить любое самое трудное задание:
• право младшего по должности не соглашаться со старшим. Речь идет не о прямом неподчинении руководству. Этот принцип означает, что интересы дела имеют на фирме высший приоритет и ради них менеджеру следует поступаться не только личными амбициями, но порой и вековыми традициями уважения старших младшими;
• воспитание у сотрудников чувства принадлежности к одной большой семье под названием «Сони». Для этого, как и на других японских предприятиях существует эффективно работающая система пожизненного найма, организуются коллективные формы отдыха и др.
Вопросы.
1) Сформулируйте ваше отношение к принципам менеджмента фирмы «Сони». Что вам представляется заслуживающим внимание, с чем вы не согласны?
2) С учетом российской специфики, можно ли использовать опыт менеджмента фирмы «Сони» в практике работы российских компаний?
3) Какие трудности при работе с людьми могут возникнуть у российского менеджера и как вы рекомендовали бы их преодолеть?
Основная литература:
1) Основы менеджмента: учеб. пособие / Н.И. Кабушкин.-М.: Новое знание, 2009
2) Основы менеджмента: учебник/Веснин В.Р.-М.: Проспект,2011
3) Менеджмент: эл. учебник / Б.З. Зельдович.-М.:Экзамен,2009
4) Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под.ред. М.М. Максимова, М.А. Комарова. - 3е изд., перераб. и доп.-М.:Юнити-Дана,2009
Дополнительная:
1. Менеджмент: управление организационными системами: учеб. пособ. / П.В. Шеметов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова. - 3-е изд. стер. / Авторы: П.В. Шеметов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова. - гриф УМО. - Москва: Омега-Л, 2009. - 407 с. - (Высшая школа менеджмента).
2. Менеджмент: основные термины и понятия [Текст]: Менеджмент: основные термины и понятия: Словарь/ Г.В. Кисляков, Н.А. Кислякова. / Автор - Кисляков Геннадий Васильевич. - Москва: ОАО "Высшая школа", 2009. - 264 с.
3. Менеджмент: Учебник для вузов. - 4-е изд. перераб и доп. / Автор Герчикова И.Н. - Гриф МО РФ; УМО. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 511 с. - (Золотой фонд российских учебников).
4. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учебн. пособие. / Авторы Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. - Гриф УМО. - Москва: ИНФРА-М, 2010.
5. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом»