Инновационная стратегия: сущность, особенности выбора, осн виды

СтратегиЯ - совокупность принципов, методов, средств и путей действий, используемых для принятия решений, направленных на достижение поставленных целей. Необх различать стратегию и ориентир. Ориентир – это цель, кот. стремится достичь орг-я, а стратегия представляет собой средство для достижении цели. Стратегия, эффективная при одном ориентире, не будет таковой, если ориентиры предприятия (фирмы) изменяются. Стратегия и ориентир взаимосвязаны и взаимозаменяемы.

Необхсть в стратегии инноваций возникает при внезапных изменениях во внешней среде предприятия. К НИМ относятся:

• насыщение рынка и снижение спроса; радикальные изменения в технике и технологии производства; диверсификация производства и как следствие – расширение рыночного ассортимента нововведений; появление на рынке принципиальных новшеств; угроза новых конкурентов.

Разработка стратегии инноваций начинается с формулирования общей цели предприятия. После цели определяются конкретные цели. Достижимость конкретных целей зависит от их реалистичности в эк-ой обстановке, складывающейся к моменту реализации стратегии. Реалистичность их можно обеспечить на основе прогноза эк-ой обстановки, изменений внешней среды. При этом анализируются политические, экономические, научно-технические, социальные и экологические факторы. При окончательном выборе и формулировании стратегии инноваций важно выявить возможности предприятия. Поэтому необходим анализ сильных и слабых сторон его деят-ти.

Виды стратегии инноваций. Существует много различных видов стратегии: наступательная, защитная (оборонительная), промежуточная, поглощающая, имитационная, разбойничья и др.

Наступательная инновационная стратегия характеризуется высоким уровнем риска и эффективностью. При наступательной стратегии необходима ориентация на исследования (во многих случаях даже на фундаментальные) в сочетании с применением новейших технологий. Этот вид стратегии требует высокой квалиф при разработке нововведений, умения быстро реализовать новшества и способности предвидеть рыночные потребности. Она характерна для крупных объединений и компаний, когда в отрасли доминируют несколько компаний при наличии слабого лидера. Но наступательная стратегия может быть реализована и небольшими предприятиями (особенно инновационными орг-ями), если они концентрируют усилия на одном или двух инновационных проектах.

Защитная (оборонительная) стратегия характеризуется невысоким уровнем риска, достаточно высоким уровнем технических (проектно-конструкторских и технологических) разработок и определенной завоеванной долей рынка. При защитной стратегии предприятия отличаются высоким уровнем техники и технологии производства, качеством выпускаемой продукции, относительно низкими издержками производства и пытаются удержать свои рыночные позиции. Такую стратегию используют предприятия (фирмы), кот получают значительную прибыль в усл-ях конкуренции. Эти компании имеют более прочные позиции в области маркетинга и производства по сравнению с инновационными разработками, научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами.

Промежуточная стратегия характеризуется использованием слабых сторон конкурентов и сильных сторон предприятия, а также отсутствием (на первых этапах) прямой конфронтации с конкурентами. При промежуточной инновационной стратегии предприятия (в основном небольшие) заполняют пробелы в специализации других предприятий, включая доминирующих в своей отрасли. Анализ эк-ой обстановки и внешней среды, проводимый при выборе стратегии, выявляет такие пробелы (ниши) в наборе выпускаемых новшеств. Наличие таких ниш объясняется определенной слабостью других предприятий (в том числе лидера), отсутствием их возможностей или нежеланием заполнить имеющиеся пробелы (например, из-за небольшого рынка). Такая стратегия часто используется применительно к модификациям базовых моделей новшеств. Например, разработка, освоение и рыночная реализация компьютеров для научных исследований, для бортовых систем (самолетов и др.) и игровых. Или рынок бытовых приборов, созданных на базе их осн-х моделей, применяемых в других сферах (в оборонной промышленности, здравоохранении и др.).

Поглощающая стратегия (лицензирование) предполагает использование инновационных разработок, выполненных другими орг-ями. Инновации настолько разнообразны по степени сложности и новизны, что даже крупные объединения (компании), имеющие мощные подразделения по инновационным разработкам (службы НИОКР), не могут осуществлять работы по всему спектру эффективных нововведений. Поэтому многие из них инновационную политику проводят не только на основе использования нововведений, полученных собственными силами, но и с учетом возможностей использовать инновации, разработанные другими. Это означает, что они применяют поглощающую инновационную стратегию наряду с другой (например, с наступательной).

Имитационная стратегия характерна тем, что предприятия при этом используют выпущенные на рынок новшества (продуктовые, технологические, управленческие) других орг-й с некоторыми усовершенствованиями и модернизацией. Эти предприятия обладают высокой культурой производства, организационно-технологическим потенциалом, хорошо знают требования рынка, а порой имеют достаточно сильные рыночные позиции. При этом за основу мб приняты инновации, разработанные и освоенные как крупными предприятиями (компаниями), так и малыми инновационными орг-ями. Нередко такие предприятия-имитаторы занимают лидирующее положение в своей отрасли и на соответствующих рынках, обойдя первоначального лидера-новатора. При опред усл-ях имитационная стратегия становится очень прибыльной.

Разбойничья стратегия может быть использована в тех случаях, когда принципиальные новшества оказывают влияние на технико-эксплуатационные параметры изделий (например, повышение срока службы, их надежности), выпускавшихся ранее.Распространение принципиальных новшеств приводит к уменьшению размеров рынка последних. Этой стратегией пользуются обычно малые инновационные орг-ии из другой области, но имеющие новые технологии, принципиально новые технические решения по производству уже выпускаемых изделий.


30.Орг-ые формы инновационной деят-ти в современном мен-те. Орг-ые типы малых предприятий: Бизнес-инкубаторы - это стр-ра, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деят-ти малых инновационных орг-й, реализующих оригинальные научно-технические идеи (при поддержке правительства). Инновационная орг-я в зависимости от ее технологического профиля приобретает или арендует у инкубатора тот или иной набор инновационных услуг, куда обязательно входит аренда помещения. Инкубационный период орг-ии-клиента длится обычно 2—3 года, реже 5 лет, по истечении этого срока инновационная орг-я покидает инкубатор и начинает самостоятельную деят.

Венчурные фирмы — специализированный фонд, осуществляющий финансирование высокорискованных инновационных проектов. Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности. Венчурные фирмы, как правило, не занимаются орг-ей производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам.

Инновационные центры - орг-я, обладающая специализированной инфраструктурой, деят кот. направлена на содействие созданию, росту и развитию фирм, а также на развитие инновационной деят-ти в регионе, сотрудничество и кооперацию м-у исследователями и промышленностью, оказание услуг наукоемким фирмам в сфере информационного обеспечения, подготовки и обучения персонала, ускорение реального экономического развития.

Стратегические альянсы – временные кооперативные соглашения м-у компаниями, не предполагающие слияния или полного партнерства.

Типы совместных предприятий по виду деят-ти:• Сотрудничество только при осуществлении исследований;• Обмен технологиями, ноу-хау;• Рзработка нового продукта;• Сотрудничество посредством выполнения различных функций или стадий жизненного цикла продукции.

Стратегические преимущества создания совместных предприятий и альянсов при осуществлении инновационной деят-ти:• использование эффекта масштаба• доступ к разработкам и ноу-хау партнера;• возможность проникновения на труднодоступные рынки

Типы совместный предприятий 1. консорциумы - представляют собой добровольное объединение орг-й для решения конкретной задачи, реализации программы, осуществления крупного проекта. Консорциум предполагает разделение ответственности м-у компаниями-учредителями, равные права партнеров и централизованное упр-е. Участники консорциума сохраняют свою полную хозяйственную самостоятельность и подчиняются совместно выбранному исполнительному органу в той части деят-ти, кот касается целей консорциума. После выполнения поставленной задачи консорциум распускается.

2. финансово-промышленные группы - совокупность юридических лиц, действующих в качестве основного и дочернего обществ либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или эк-ой интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Создание ФПГ преследует следующие цели: Концентрация инвестиций на приоритетных направлениях развития экономики; • Финансовая поддержка промышленных новаций; • Увелич конкурентоспособности отечественных предприятий.

ТЕХНОПАРКОВЫЕ СТРУК:

- Научный парк – новая форма сотрудничества промышленных фирм с университетами. Суть ее в том, что промышленные компании создают близ университетов свои научно-исследовательские орг-ии и предприятия, кот привлекают для работы над заказами фирм персонал университетов.

- Техно-парк — гибкая научно-производственная стр-ра, представляющая собой полигон по созданию и эффективному продвижению наукоемкой продукции. Является формой территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных орг-й, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Технопарки отличаются от традиционных производственных и внедренческих орг-й тем, что технопарк представляет собой своеобразную «фабрику» по производству и выпуску малых и средних инновационных орг-й (непрерывное формирование нового наукоемкого бизнеса является основной функцией технопарка). Так же как и орг-ии, технопарки располагаются вблизи источника сырья, которым в данном случае выступает интеллект, но фундаментальное отличие состоит в том, что технопарки не столько потребляют интеллект, сколько способствуют его развитию, работают на него.

- Технополис -наиболее продвинутая форма интеграции науки с производством. Их создание и развитие осуществляется при значительной государственной поддержке за счет бюджетных средств. Технополис – более совершенная форма объединения науки и производства, включающая в себя небольшие города – наукограды, развитие которых обсловлено деятю научно-производственных комплексов. Ядром технополиса является университет, вокруг которого группируются промышленные предприятия, производственная и социальная инфрастр-ра

- Наукограды — это преимущественно моноориентированные городские поселения, градообразующими предприятиями которых являются научные, научно-производственные и другие орг-ии, связанные с научно-техническим развитием государства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: