Качество продукции имеет первостепенное значение для потребителей, так как именно оно определяет ее потребительскую стоимость. При этом часто повышение качества продукции равнозначно росту ее количества. Кроме того, повышение качества обычно достигается при меньших затратах, чем увеличение объема выпуска продукции.
При наибольшем значении интегрального показателя качества продукции обеспечивается наивысший полезный эффект, получаемый на каждый рубль затрат, т.е. максимальная эффективность для компании/общества.
Управление качеством продукции — это достижение определенного (необходимого) уровня продукции путем его установления, обеспечения, поддержания.
Большую роль при этом играют экономические методы, охватывающие такие системы производственной деятельности, как планирование, стимулирование, ценообразование.
Задания и мероприятия по повышению качества продукции разрабатываются с учетом результатов анализа качества выпускаемой продукции, исходя из:
• потребностей платежеспособного рынка в продукции определенного качества;
• основных направлений развития отрасли;
• прогнозов технического прогресса;
• требований прогрессивных стандартов.
Требования к качеству продукции включены в систему государственных стандартов Российской Федерации и включают:
• стандарты общих технических условий, содержащих общие требования к группам однородной продукции;
• стандарты технических условий, которые содержат требования к
конкретной продукции. Стандарт общих технических условий имеет следующие разделы:
• классификация, основные параметры и (или) размеры;
• общие технические требования;
• требования охраны окружающей среды;
• методы контроля;
• правила приемки;
• транспортирование и хранение;
• указания по эксплуатации (ремонту, утилизации);
• гарантии изготовителя.
Значения показателей качества могут формироваться на базе:
• расчетных (прогнозируемых) значений;
• рекомендуемых авторитетными организациями значений;
• лучших существующих значений в мировой или национальной практике;
• стандартов или нормативов. Качество продукции зависит от:
• качества сырья и материалов;
• уровня развития науки и техники;
• прогрессивности применяемой технологии;
• организации труда и производства;
• квалификации кадров.
Показатели, характеризующие качество изделия, подразделяются на:
• показатели качества потребительских свойств продукции;
• показатели качества изготовления продукции;
• показатели эксплуатационных качеств продукции.
Уровень качества продукции складывается из технического уровня изделия или качества модели. Например, для машин и оборудования уровень качества определяют: производительность оборудования; стандартизация и унификация моделей, надежность, простота и безопасность в использовании, а также техническая новизна и патентная чистота, долговечность, срок службы без ремонта.
В показателе «качество» высший приоритет имеет полнота удовлетворения потребностей и интересов потенциальных покупателей, которая обеспечивает прибыль. Для получения прибыли многие компании идут на увеличение затрат, иногда — существенное. Эти затраты необходимы для формирования качественной внутренней и внешней инфраструктуры компании.
Понятие «качество» многогранно. Оно включает качество организации, экономических расчетов, технологического оборудования и технологии производства, экологических параметров, социально-психологических отношений, этических норм, правовых, политических отношений. Каждая составляющая качества вносит свой вклад в общее качество продукции.
Уровень качества изготовления характеризует соответствие готового изделия требованиям нормативно-технической документации на его изготовление, основанной на требованиях потребителей, включая соблюдение технологического процесса, технических условий, стандартов.
Относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении ее с соответствующей совокупностью базовых показателей, называется уровнем качества продукции.
Критерием оптимального уровня качества продукции может служить комплексный интегральный показатель, отражающий соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продукции и суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию (потребление).
Контроль за качеством изготовления продукции рассматривается как управляющая система, имеющая целью программирование и координацию установления, поддержания и улучшения качества продукции или услуг при наиболее экономном уровне затрат, необходимых для полного удовлетворения требований потребителя.
Уровень качества продукции в эксплуатации (потреблении) характеризуется следующими показателями:
• коэффициент дефектности;
• затраты на устранение и переделку брака, обнаруженного во время технического контроля;
• расходы на удовлетворение претензий потребителей в связи с выявлением дефектов или недостатков в процессе эксплуатации или потребления товаров.
В зарубежных фирмах средний уровень брака не превышает 2 — 3 % объема выпускаемой продукции. Для американских фирм нормальным считается допуск брака в размере 1%. Для японских фирм эта норма рассматривается как чрезмерная.
Оценка качества продукции предполагает выполнение соответствия показателей качества продукции требованиям потребителей и выбор, в случае необходимости, направления улучшения его качества.
Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям:
• запросов потребителей;
• стандартов;
• договоров;
• контрактов.
Качество — это комплексное понятие. С одной стороны, все отделы предприятия в большей или меньшей степени ответственны за качество соответствия товаров проекту, с другой — каждый товар имеет показатели качества, которые можно измерить и проконтролировать.
Показатель качества продукции, характеризующий одно ее свойство, называется единичным, два и более свойств — комплексным.
При оценке уровня качества продукции используются как технические, так и экономические данные. Обоснование выбора номенклатуры показателей качества производится с учетом:
• назначения и условий использования продукции;
• анализа требований потребителя;
• задач управления качеством продукции;
• состава и структуры характеризуемых свойств;
• основных требований к показателям качества
Рис. 3 - Классификация показателей качества
Оценка качества производится на основе показателей, отражающих:
• функциональные свойства;
• моду;
• стиль;
• надежность;
• ремонтопригодность;
• сохраняемость.
Анализ качества продукции включает:
• характеристику качества по установленным показателям /планам;
• изучение основных факторов, влияющих на качество;
• расчет влияния качества на объем продукции в денежном выражении Конкуренция — элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. В условиях рынка конкуренция представляет собой основной механизм формирования хозяйственных отношений и способ оздоровления экономики.
Конкуренция на рынке выступает в разных формах и осуществляется разными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой.
Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров. Эта конкуренция происходит потому, что предприятия отрасли существенно отличаются друг от друга по качеству используемых средств производства (оборудования, станков), технической оснащенности и квалифицированности рабочей силы, вследствие чего возникают различия по величине стоимости выпускаемых изделий и размеру прибыли в расчете на единицу продукции.
Межотраслевая конкуренция — вид конкуренции между производителями, действующими в разных отраслях экономики. В основе стимулов межотраслевой конкуренции лежит стремление предпринимателей к получению максимальной прибыли, поиску наиболее выгодной сферы приложения капитала. Под действием межотраслевой конкуренции капитал устремляется в отрасли, характеризующиеся в данный момент наивысшей нормой прибыли. В результате увеличивается выпуск и соответственно возрастает предложение товаров в отрасли, имеющих высокую норму прибыли, а это, в свою очередь, приводит к снижению цены и уменьшению нормы прибыли. Таким образом, межотраслевая конкуренция воздействует на изменение направлений вложений капитала, на его распределение по сферам экономики, т.е. регулирует потоки капиталовложений.
Свободная конкуренция предполагает свободный, ничем не ограниченный вход на рынок и выход с него для любого товаропроизводителя. Свободная конкуренция способствует:
• наиболее рациональному и эффективному развитию экономики;
• постоянному совершенствованию техники и организации труда;
• внедрению научно-технических достижений в производство;
• снижению издержек производства (уменьшению себестоимости товаров и услуг путем увеличения производительности труда и уменьшения производственных затрат);
• расширению ассортимента;
• улучшению торгового и последующего обслуживания покупателей;
• повышению качества товаров.
В условиях конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности.