Качество продукции

Качество продукции имеет первостепенное значение для потреби­телей, так как именно оно определяет ее потребительскую стоимость. При этом часто повышение качества продукции равнозначно росту ее количества. Кроме того, повышение качества обычно достигается при меньших затратах, чем увеличение объема выпуска продукции.

При наибольшем значении интегрального показателя качества продукции обеспечивается наивысший полезный эффект, получаемый на каждый рубль затрат, т.е. максимальная эффективность для ком­пании/общества.

Управление качеством продукции — это достижение определенно­го (необходимого) уровня продукции путем его установления, обеспе­чения, поддержания.

Большую роль при этом играют экономические методы, охваты­вающие такие системы производственной деятельности, как планиро­вание, стимулирование, ценообразование.

Задания и мероприятия по повышению качества продукции разра­батываются с учетом результатов анализа качества выпускаемой про­дукции, исходя из:

• потребностей платежеспособного рынка в продукции определенно­го качества;

• основных направлений развития отрасли;

• прогнозов технического прогресса;

• требований прогрессивных стандартов.

Требования к качеству продукции включены в систему государст­венных стандартов Российской Федерации и включают:

• стандарты общих технических условий, содержащих общие требо­вания к группам однородной продукции;

• стандарты технических условий, которые содержат требования к

конкретной продукции. Стандарт общих технических условий имеет следующие разделы:

• классификация, основные параметры и (или) размеры;

• общие технические требования;

• требования охраны окружающей среды;

• методы контроля;

• правила приемки;

• транспортирование и хранение;

• указания по эксплуатации (ремонту, утилизации);

• гарантии изготовителя.

Значения показателей качества могут формироваться на базе:

• расчетных (прогнозируемых) значений;

• рекомендуемых авторитетными организациями значений;

• лучших существующих значений в мировой или национальной практике;

• стандартов или нормативов. Качество продукции зависит от:

• качества сырья и материалов;

• уровня развития науки и техники;

• прогрессивности применяемой технологии;

• организации труда и производства;

• квалификации кадров.

Показатели, характеризующие качество изделия, подразделяются на:

• показатели качества потребительских свойств продукции;

• показатели качества изготовления продукции;

• показатели эксплуатационных качеств продукции.

Уровень качества продукции складывается из технического уров­ня изделия или качества модели. Например, для машин и оборудова­ния уровень качества определяют: производительность оборудования; стандартизация и унификация моделей, надежность, простота и без­опасность в использовании, а также техническая новизна и патентная чистота, долговечность, срок службы без ремонта.

В показателе «качество» высший приоритет имеет полнота удовле­творения потребностей и интересов потенциальных покупателей, ко­торая обеспечивает прибыль. Для получения прибыли многие компа­нии идут на увеличение затрат, иногда — существенное. Эти затраты необходимы для формирования качественной внутренней и внешней инфраструктуры компании.

Понятие «качество» многогранно. Оно включает качество органи­зации, экономических расчетов, технологического оборудования и технологии производства, экологических параметров, социально-пси­хологических отношений, этических норм, правовых, политических отношений. Каждая составляющая качества вносит свой вклад в об­щее качество продукции.

Уровень качества изготовления характеризует соответствие готово­го изделия требованиям нормативно-технической документации на его изготовление, основанной на требованиях потребителей, включая соблюдение технологического процесса, технических условий, стан­дартов.

Относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении ее с соответствующей совокупностью базовых показате­лей, называется уровнем качества продукции.

Критерием оптимального уровня качества продукции может слу­жить комплексный интегральный показатель, отражающий соотноше­ние суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продукции и суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию (по­требление).

Контроль за качеством изготовления продукции рассматривается как управляющая система, имеющая целью программирование и ко­ординацию установления, поддержания и улучшения качества про­дукции или услуг при наиболее экономном уровне затрат, необходи­мых для полного удовлетворения требований потребителя.

Уровень качества продукции в эксплуатации (потреблении) харак­теризуется следующими показателями:

• коэффициент дефектности;

• затраты на устранение и переделку брака, обнаруженного во время технического контроля;

• расходы на удовлетворение претензий потребителей в связи с вы­явлением дефектов или недостатков в процессе эксплуатации или потребления товаров.

В зарубежных фирмах средний уровень брака не превышает 2 — 3 % объема выпускаемой продукции. Для американских фирм нормальным считается допуск брака в размере 1%. Для японских фирм эта норма рассматривается как чрезмерная.

Оценка качества продукции предполагает выполнение соответст­вия показателей качества продукции требованиям потребителей и вы­бор, в случае необходимости, направления улучшения его качества.

Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям:

• запросов потребителей;

• стандартов;

• договоров;

• контрактов.

Качество — это комплексное понятие. С одной стороны, все отде­лы предприятия в большей или меньшей степени ответственны за ка­чество соответствия товаров проекту, с другой — каждый товар име­ет показатели качества, которые можно измерить и проконтролировать.

Показатель качества продукции, характеризующий одно ее свойство, называется единичным, два и более свойств — ком­плексным.

При оценке уровня качества продукции используются как техни­ческие, так и экономические данные. Обоснование выбора номенкла­туры показателей качества производится с учетом:

• назначения и условий использования продукции;

• анализа требований потребителя;

• задач управления качеством продукции;

• состава и структуры характеризуемых свойств;

• основных требований к показателям качества

Рис. 3 - Классификация показателей качества

Оценка качества производится на основе показателей, отражаю­щих:

• функциональные свойства;

• моду;

• стиль;

• надежность;

• ремонтопригодность;

• сохраняемость.

Анализ качества продукции включает:

• характеристику качества по установленным показателям /планам;


• изучение основных факторов, влияющих на качество;

• расчет влияния качества на объем продукции в денежном выраже­нии Конкуренция — элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. В условиях рынка конкуренция представляет собой основной механизм формирования хозяйственных отношений и способ оздоровления экономики.

Конкуренция на рынке выступает в разных формах и осуществ­ляется разными методами. Она может быть внутриотраслевой и меж­отраслевой.

Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество меж­ду предпринимателями одной отрасли хозяйства за более выгодные ус­ловия выпуска и сбыта товаров. Эта конкуренция происходит потому, что предприятия отрасли существенно отличаются друг от друга по ка­честву используемых средств производства (оборудования, станков), технической оснащенности и квалифицированности рабочей силы, вследствие чего возникают различия по величине стоимости выпускае­мых изделий и размеру прибыли в расчете на единицу продукции.

Межотраслевая конкуренция — вид конкуренции между производителями, действующими в разных отраслях экономики. В основе стимулов межотраслевой конкуренции лежит стремление пред­принимателей к получению максимальной прибыли, поиску наиболее выгодной сферы приложения капитала. Под действием межотрасле­вой конкуренции капитал устремляется в отрасли, характеризующие­ся в данный момент наивысшей нормой прибыли. В результате уве­личивается выпуск и соответственно возрастает предложение товаров в отрасли, имеющих высокую норму прибыли, а это, в свою очередь, приводит к снижению цены и уменьшению нормы прибыли. Таким образом, межотраслевая конкуренция воздействует на изменение на­правлений вложений капитала, на его распределение по сферам эко­номики, т.е. регулирует потоки капиталовложений.

Свободная конкуренция предполагает свободный, ничем не огра­ниченный вход на рынок и выход с него для любого товаропроизво­дителя. Свободная конкуренция способствует:

• наиболее рациональному и эффективному развитию экономики;

• постоянному совершенствованию техники и организации труда;

• внедрению научно-технических достижений в производство;

• снижению издержек производства (уменьшению себестоимости то­варов и услуг путем увеличения производительности труда и уменьшения производственных затрат);

• расширению ассортимента;

• улучшению торгового и последующего обслуживания покупателей;

• повышению качества товаров.

В условиях конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив и са­мый значимый источник национального богатства. Качество во мно­гом определяет престиж государства, служит основой для удовлетво­рения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: