Обогащение и развитие опыта творческой деятельности эмоционально-чувственного отношения к действительности

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1. Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе наблюдений. Развитие творческих способностей школьников
Формирование у школьников способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, созданного им, и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру
На основе проведения экскурсий обогащать опыт детей непосредственными наблюдениями за состоянием природы в разное время года, за поведением животных, их позами, выразительными движениями. Развитие у школьников способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире. Формирование умений передавать впечатления от общения с природой в устной речи с использованием рисунков, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настроению Развитие умений сравнивать состояние природы в разное время года, видеть, открывать для себя многоцветье мира, многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, проявлять интерес к оригинальным, нестандартным взглядам, формировать свое видение окружающего мира, умение находить необычное в обычных предметах
Накопление опыта живых впечатлений от общения с миром животных, которых дети видят в лесу, зоопарке, живом уголке, развитие умения подмечать позы, повадки, характерные движения животных в различных ситуациях, уметь рассказать об увиденном. Наблюдение за настроением людей в различных состояниях Формирование умений различать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях, выраженное в позах, мимике, жестах, тембре и силе голоса, в поступках людей, видеть отношение человека к окружающему миру, размышлять над причинами, вызвавшими подобные эмоциональные состояния и отношения, давать нравственно-эстетическую оценку ситуаций
Коллективное слушание литературно-художественных произведений, созвучных эмоциональному настроению школьников в определенных ситуациях
2. Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений
Выполнение заданий типа «С чем можно сравнить данный предмет?», «На что похожи предметы?». Рисование красками этих предметов, их словесное описание, рассказ по собственному рисунку. Придумывание своей концовки к известным сказкам «Колобок», «Теремок» и др. Рассматривание и описание сходных и различных предметов (например, ромашки и календулы, мыши и льва), проведение соревнований, конкурсов на лучшее сравнение; игры типа «Волшебные превращения вещей», которые помогают оживить реальные предметы, явления (дети придумывают различные истории о предметах и явлениях окружающего мира и ведут рассказ от их имени). Усложнение подобных заданий: рассказанную детьми историю переделать в смешную, веселую или грустную, печальную. Коллективное (индивидуальное) создание своего варианта развития сюжета известных сказок «Красная Шапочка», «Лиса и Волк», «Лягушка-путешественница»
Рассказывание-импровизация на заданную тему. Развитие интереса у детей к услышанным рассказам, сочинениям, стимулирование активности при их обсуждении
3. Развитие умения выразить в слове свои впечатления, свое видение предмета, состояние природы и человека
Проведение игры «Найди меткое слово», активизирующей деятельность учеников в поисках подходящего слова для характеристики, описания предмета или героя прочитанной книги, коллективное сочинение различных историй. Устные и письменные рассказы детей на заданные им свободные темы Обучение приемам устного словесного описания предметов, явлений природы и окружающего мира, приемам рассуждения и повествования на заданную тему (по усмотрению учителя эти задания могут быть проведены письменно)
4. Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы
Развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений Формирование потребности в общении с книгой, в постоянном чтении художественной литературы, формирование желания обсудить услышанное и прочитанное, создание условий для возникновения у детей чувства радости, удовлетворения при встрече с произведениями известных авторов, при их перечитывании
Приобщение детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием
Развитие у детей умения испытывать радость, получать удовольствие от повторного слушания произведений художественной литературы   Размышление над содержанием произведений, умение выразить свое отношение к прослушанному. Сравнение стихотворных произведений, написанных на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора. Развитие умения чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к нему и к описываемым событиям. Формирование эмоционально-оценочных суждений
Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на произведение, его художественные особенности
5. Активизация способности учащихся полноценно воспринимать художественные произведения на основе целенаправленной деятельности
  Знакомство со средствами художественной выразительности (эпитетами, сравнениями), воспитание интереса и уважения к писателям как художникам, волшебникам слова Развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умения находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры, умения подбирать варианты сравнений, сопоставлять их с авторским отбором средств художественной выразительности, накапливать опыт восприятия и осмысления метафор, умения видеть и ценить их иносказательную выразительность
Обучение детей умению сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, учить их видеть и ценить образность в изображении предмета загадки Работа над загадками как развернутыми метафорами
  Развитие умения использовать метафоры при составлении собственных загадок, развитие творческого, образного видения предмета, которое способствует накоплению образных обобщений
Развитие внимания детей к средствам художественной выразительности, заполнение пропусков в художественном описании предмета, сравнение вариантов подбора слов с авторским описанием. Целенаправленное формирование умений воссоздавать адекватные представления во время чтения литературно-художественных текстов на основе сопоставления реалистического и образного описания предметов или явлений
Упражнения в отборе и синтезировании отдельных деталей словесной изобразительности для создания целостного художественного образа (в стихотворении А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...» дети находят словесные детали) Развитие умения воссоздавать художественные образы литературного произведения на основе: оживления двух рядов представлений — реальных и образных (например, по стихотворениям С. Есенина «Береза» и И. Бунина «Листопад» — оживление реальных представлений о зиме, красоте заснеженной березы и красках золотой осени, сопоставление их со словесными образами стихотворений: осенний лес, как расписной терем, а заснеженные ветки березы, как бахрома серебристой шали); рисования портретов героев литературных произведений, подборка к ним музыкальных характеристик, словесное описание портретов; сопоставления особенностей художественных образов, эмоционально-эстетическая оценка изображения героев в различных видах искусства (словесном, музыкальном, изобразительном)
Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя; изменение позиций учеников, выступающих в роли слушателя, исполнителя и создателя художественного текста. Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников
6. Первоначальное обобщение опыта работы с литературоведческими терминами
Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка
  Ознакомление детей с некоторыми особенностями таких жанров художественных произведений, как сказка (художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного и фантастического; обычно различают сказки о животных, волшебные и бытовые); былина — жанр, имеющийся только в русском фольклоре (героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси); басня (краткий рассказ в стихах, где в сатирической иносказательной форме изображаются человеческие поступки и недостатки. Персонажами басни являются чаще всего животные, растения, вещи. В начале или в конце басни даются нравоучения, вывод); рассказ (небольшое прозаическое художественное повествование о каком-то случае, эпизоде из жизни героя рассказа); стихотворение (небольшое художественное произведение, написанное стихами, оно ритмически организовано и имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью, передает чувства, настроения и мысли лирического героя)
Наблюдение над ритмичностью стихотворной речи, над изобразительностью и выразительностью слова в художественном тексте. В зависимости от подготовки детей в классе учитель может постепенно вводить термины: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение
Сочинение собственных загадок, небылиц, прибауток, дразнилок, считалок, страшилок. Коллективное придумывание различных концовок к известным сказкам Описание севера и волшебницы-зимы, делают рисунки этих поэтических образов и дают словесное описание. Учитель вместе с детьми размышляет над тем, насколько рисунки и описания соответствуют картинам, нарисованным поэтом Совмещение двух рядов представлений, благодаря чему происходит проникновение в авторское образное видение мира, изменение собственного отношения ребенка к окружающему, формирование эстетического отношения к действительности. Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого
    Придумывание варианта развития сюжета сказок, известных рассказов, изменение или перестановка героев произведения, перенесение действий в необычную обстановку (в подводное царство, на Луну, Марс) Сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу. Письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам. Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы
    Упражнение школьников в составлении миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя (с помощью учителя). Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу
Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки. Коллективное, групповое и индивидуальное создание картин, диафильмов по прочитанным произведениям (рисование на пленке и показ через кодоскоп), озвучивание фильмов музыкальными произведениями

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: