Концовки классифицируют с учетом способа завершения сообщения о фактах, изложенных в тексте (классификация разработана Т.А. Фадеевой, см.: [149, с. 46 —50]):
1. Обобщающая концовка, подводяшая итог сказанному об основных событиях в предшествующих композиционных фрагментах: Таким образом,рационально-логические приемы и эмоционально-риторические структуры реализуются на уровне логического единства как конструктивные приемы и средства усиления (В.В. Одинцов, «Стилистика текста»).
2. Оценочная концовка, содержащая оценку основных событий, фактов, содержашихся в тексте, или описанных предметов, явлений: До челяди
пока руки не доходят (ст. о строительстве элитных подмосковных поселков в рамках национального проекта «Доступное жилье » «Новая газ.»).
3. Концовка с изменением временного плана, переключающее повествование об основных событиях из плана настоящего в план будущего или из прошлого в настоящее: А завтра снова в путь (из соч.).
4. Призывная концовка, завершающая сообщение призывом к какому-либо действию (физическому или психологическому): Приходите посмотреть качественное и интересное кино о жизни как она есть! («Парилка»).
|
|
5. Концовка в виде последнего действия или последнего сообщения, завершающая все предыдущие события, о которых рассказывал текст: Собрание приняло решение привести Дом кино в надлежащий вид, чтобы открыть сезон хотя бы 1 декабря («Новая газ.»).
6. Концовка с открытой перспективой повествованая, производящая впечатление недосказанности: продолжение как бы переносится в воображение читателя. Одна из примет — многоточие (или его можно предположить): Такие примирение и согласие означают для нации примирение и согласие с возможностью своего распада на людские атомы. Тогда от истории останутся одни нужные обычному человеку выходные, как от сыра — одни дырки. Но тогда и от России останется одна дыра... («Российская газ.»).
7. Проблемная концовка, оставляющая за читателем право подумать над поставленным вопросом или обдумать свое участие в предлагаемом действии: Да что там Дом кино, я слышал, что скоро очередь дойдет и до Дома ветеранов. Разве это не безнравственно? («Новая газ.»).
Приложение 3 Лингвистическая типология текстов с учетом функционально-стилевого параметра | Общие особенности стиля | Точность, ясность, объективность, сжатость, логичность, | Официальность, бесстрастность, точность, констат. и предпис. хар-р | Эмоциональность, субъективность, непринужденность, доходчивость, убедительность | Худ. образность | Непринужденность, эмоциональность, экспрессивность |
Тон речи | Нейтральный | Нейтральный, констатирующий, императивный | Обусловленный эстетической задачей | Обусловленный эстетической задачей | Обусловленный ситуативно | |
Преобладаю щий способ общения | Массовый контактный и косвенно-контактный | Массовый неконтактный и контактный | Массовый контактный и косвенно-контактный | Массовый косвенно-контактный | Личный, контактный | |
Типич- ный вид речи | Монолог | Монолог | Монолог | Монолог | Диалог и полилог | |
Основ- ная форма речи | Письменная | Письменная | Письменная и устная | Письменная и устная | Устная | |
Цель | Сообщение научной информации, док-во истинности науч. положений | Констатация факта, сообщение о положении дел, регулирование обществ. отношений, предписание адресату определ. действий. | Формирование определенного отношения адресата к актуальным событиям и фактам; формирование обществ. мнения | Художественно-образное воздействие на читателя, эстет. воспитание | Общение как обмен мнениями | |
Сфера функцио-нирования | Сфера научных знаний (научные труды, учебники, лекции) | Админист., прав., дипломат. сферы | Сфера общественных отношений: полит., культ., спорт. | Сфера искусства | Сфера повседнев, бытов. отнош. | |
Функциональ но-стилевая разновид-ность текста | Научный | Офиц.-деловой | Публицистический | Художествен ный | Разговорный |
Приложение 4
|
|
Схемы и образцы анализа текста [43]
Схема анализа связности текста:
1. Выявить имеющиеся в тексте различные способы выражения логико-семантических связей: полный тождественный, частичный лексико-семантический, тематический, синонимический, антонимический, дейктический повторы.
2. Найти примеры использования союзов как средства внутритекстовой связи, способствующей выражению универсальных логико-смысловых отношений.
3. Показать возможности грамматики (морфологии и синтаксиса) в формировании связности текста.
4. Описать прагматические типы текстовых связей: ассоциативные (внетекстовые) и образные (внутритекстовые).