Типы концовок

Концовки классифицируют с учетом способа завершения сообщения о фактах, изложенных в тексте (классификация разработана Т.А. Фадеевой, см.: [149, с. 46 —50]):

1. Обобщающая концовка, подводяшая итог сказанному об основных событиях в предшествующих композиционных фрагментах: Таким образом,рационально-логические приемы и эмоционально-риторические структуры реализуются на уровне логического единства как конструктивные приемы и средства усиления (В.В. Одинцов, «Стилистика текста»).

2. Оценочная концовка, содержащая оценку основных событий, фактов, содержашихся в тексте, или описанных предметов, явлений: До челяди

пока руки не доходят (ст. о строительстве элитных подмосковных поселков в рамках национального проекта «Доступное жилье » «Новая газ.»).

3. Концовка с изменением временного плана, переключающее повествование об основных событиях из плана настоящего в план будущего или из прошлого в настоящее: А завтра снова в путь (из соч.).

4. Призывная концовка, завершающая сообщение призывом к какому-либо действию (физическому или психологическому): Приходите посмотреть качественное и интересное кино о жизни как она есть! («Парилка»).

5. Концовка в виде последнего действия или последнего сообщения, завершающая все предыдущие события, о которых рассказывал текст: Собрание приняло решение привести Дом кино в надлежащий вид, чтобы открыть сезон хотя бы 1 декабря («Новая газ.»).

6. Концовка с открытой перспективой повествованая, производящая впечатление недосказанности: продолжение как бы переносится в воображение читателя. Одна из примет — многоточие (или его можно предположить): Такие примирение и согласие означают для нации примирение и согласие с возможностью своего распада на людские атомы. Тогда от истории останутся одни нужные обычному человеку выходные, как от сыра — одни дырки. Но тогда и от России останется одна дыра... («Российская газ.»).

7. Проблемная концовка, оставляющая за читателем право подумать над поставленным вопросом или обдумать свое участие в предлагаемом действии: Да что там Дом кино, я слышал, что скоро очередь дойдет и до Дома ветеранов. Разве это не безнравственно? («Новая газ.»).

Приложение 3 Лингвистическая типология текстов с учетом функционально-стилевого параметра Общие особенности стиля Точность, ясность, объективность, сжатость, логичность, Официальность, бесстрастность, точность, констат. и предпис. хар-р Эмоциональность, субъективность, непринужденность, доходчивость, убедительность Худ. образность Непринужденность, эмоциональность, экспрессивность
Тон речи Нейтральный Нейтральный, констатирующий, императивный Обусловленный эстетической задачей Обусловленный эстетической задачей Обусловленный ситуативно
Преобладаю щий способ общения Массовый контактный и косвенно-контактный Массовый неконтактный и контактный Массовый контактный и косвенно-контактный Массовый косвенно-контактный Личный, контактный
Типич- ный вид речи Монолог Монолог Монолог Монолог Диалог и полилог
Основ- ная форма речи Письменная Письменная Письменная и устная Письменная и устная Устная
Цель Сообщение научной информации, док-во истинности науч. положений Констатация факта, сообщение о положении дел, регулирование обществ. отношений, предписание адресату определ. действий. Формирование определенного отношения адресата к актуальным событиям и фактам; формирование обществ. мнения Художественно-образное воздействие на читателя, эстет. воспитание Общение как обмен мнениями
Сфера функцио-нирования Сфера научных знаний (научные труды, учебники, лекции) Админист., прав., дипломат. сферы Сфера общественных отношений: полит., культ., спорт. Сфера искусства Сфера повседнев, бытов. отнош.
Функциональ но-стилевая разновид-ность текста Научный Офиц.-деловой Публицистический Художествен ный Разговорный

Приложение 4

Схемы и образцы анализа текста [43]

Схема анализа связности текста:

1. Выявить имеющиеся в тексте различные способы выражения логико-семантических связей: полный тождественный, частичный лексико-семантический, тематический, синонимический, антонимический, дейктический повторы.

2. Найти примеры использования союзов как средства внутритекстовой связи, способствующей выражению универсальных логико-смысловых отношений.

3. Показать возможности грамматики (морфологии и синтаксиса) в формировании связности текста.

4. Описать прагматические типы текстовых связей: ассоциативные (внетекстовые) и образные (внутритекстовые).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: