Приоритет потребителей для производителей для производителей формировался постепенно, в соответствии с изучением определения уровня качества. Наиболее интенсивно тот процесс протекает в Японии, кажется в 80е годы прошлого столетия стала в этом процессе мировым лидерам.
Выделяют 4 уровня качества.
Первый уровень «соответствие стандарту», качество оцениваются как соответствующее либо нет требованиям стандарта.
Второй уровень – «соответствие использованию», товар должен удовлетворяет не только обязательным требованием стандартов, но и эксплуатационными требованиями, что бы пользоваться спросом на рынке.
Третий уровень – «соответствие фактическим требованиям рынка», это выполнение требований покупателей в высоком качестве и низкой цене товара. На этом уровне начинает доминировать приоритет потребителей над производителями.
Четвертый уровень – «соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям. Предпочтения у потребителей получают товары, обменивающиеся не только основными потребительскими свойствами, но и удовлетворяющие потребности неявного, мало осознанного характера.
|
|
В соответствии с изменением отношений производителей и потребителей произошла эволюция потребителей. На рис. 12 представлена эволюция потребителей (Ф. Котлер)
Рис. 12 Эволюция потребителя.
Дж. Доннели, Л. Бэрри и Т.Томсон определили задачу компании следующим образом: потребитель может быть безымянным; клиент никогда. Потребители – часть целого или большого сегмента; обслуживающие клиентов происходит на индивидуальной основе. Потребитель обслуживает любой свободный в данный момент сотрудник; обслуживанием клиентов занимается профессионал.
Компании предлагают потребителям участие в частных и клубных маркетинговых программах. Частные маркетинговые программы предусматривают вознаграждение потребителем, часто совершающим покупки или закупки значительных объёмов товаров.
В мировой и отечественной практике широко используются и клубные программы, предоставляющие возможности совершение покупок товары компании со скидками при наличии так называемой клубной карты.