Услуги и их классификация

Современный маркетинг выделяет услуги из общего определения товара, ввиду постоянного роста и значимости сферы услуг.

Услуга – любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой, ее предоставление может быть связано с материальным продуктом.

Услуги разнообразны по форме и содержанию, поэтому их классификация достаточно затруднена. В общем виде классификация услуг выглядит следующим образом:

  • услуги, предоставляемые на основе использования оборудования или труда (мойка автомобилей, мойка окон);
  • услуги, требующие присутствия клиента (парикмахерская);
  • услуги для удовлетворения личных потребностей (персональные услуги) или нужд бизнеса (деловые услуги).

Продавцы услуг различаются по своим целям и формам собственности.

Характерные черты услуг:

  • неосязаемость;
  • неотделимость (от клиента или товара);
  • непостоянство (вежливы и грубы);
  • несохраняемость;
  • неопределенность (услуги стоматологов, косметологов).

На рис. 21 представлена сфера услуг как система.

Рис.21. Сфера услуг как система

Качество услуги определяется следующими факторами, представленными в порядке их значимости для потребителей (общая сумма баллов 100).

1. Надежность – способность выполнять обещанную услугу точно и основательно (32).

2. Отзывчивость – желание помочь потребителю и быстрое обслуживание (22).

3. Убежденность – компетентность, ответственность, уверенность и вежливость обслуживающего персонала (19).

4. Сочувствие – выражение заботы, индивидуальный подход к потребителям (16).

5. Материальность – возможность увидеть оборудование, персонал, наличие информационных материалов (11).

Исследования показывают, что образцовая компания сферы услуг характеризуется наличием системы стратегического планирования, стремлением руководства к повышению качества услуг, высокими стандартами обслуживания, системой контроля за предоставлением услуг, системой удовлетворения жалоб потребителей.

Маркетинговые решения по услугам связаны со спросом и предложением.

Решения по спросу:

  • дифференциация цен;
  • расширение спроса в непопулярное время;
  • альтернативные дополнительные услуги в часы «пик»;
  • использование системы предварительного заказа.

Решения по предложению услуг:

  • наем на работу на неполный рабочий день;
  • повышение эффективности работы персонала в часы «пик»;
  • поощрения участия покупателей;
  • разделение услуг;
  • возможность расширения деятельности в будущем.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: