Современный маркетинг выделяет услуги из общего определения товара, ввиду постоянного роста и значимости сферы услуг.
Услуга – любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой, ее предоставление может быть связано с материальным продуктом.
Услуги разнообразны по форме и содержанию, поэтому их классификация достаточно затруднена. В общем виде классификация услуг выглядит следующим образом:
- услуги, предоставляемые на основе использования оборудования или труда (мойка автомобилей, мойка окон);
- услуги, требующие присутствия клиента (парикмахерская);
- услуги для удовлетворения личных потребностей (персональные услуги) или нужд бизнеса (деловые услуги).
Продавцы услуг различаются по своим целям и формам собственности.
Характерные черты услуг:
- неосязаемость;
- неотделимость (от клиента или товара);
- непостоянство (вежливы и грубы);
- несохраняемость;
- неопределенность (услуги стоматологов, косметологов).
На рис. 21 представлена сфера услуг как система.
Рис.21. Сфера услуг как система
|
|
Качество услуги определяется следующими факторами, представленными в порядке их значимости для потребителей (общая сумма баллов 100).
1. Надежность – способность выполнять обещанную услугу точно и основательно (32).
2. Отзывчивость – желание помочь потребителю и быстрое обслуживание (22).
3. Убежденность – компетентность, ответственность, уверенность и вежливость обслуживающего персонала (19).
4. Сочувствие – выражение заботы, индивидуальный подход к потребителям (16).
5. Материальность – возможность увидеть оборудование, персонал, наличие информационных материалов (11).
Исследования показывают, что образцовая компания сферы услуг характеризуется наличием системы стратегического планирования, стремлением руководства к повышению качества услуг, высокими стандартами обслуживания, системой контроля за предоставлением услуг, системой удовлетворения жалоб потребителей.
Маркетинговые решения по услугам связаны со спросом и предложением.
Решения по спросу:
- дифференциация цен;
- расширение спроса в непопулярное время;
- альтернативные дополнительные услуги в часы «пик»;
- использование системы предварительного заказа.
Решения по предложению услуг:
- наем на работу на неполный рабочий день;
- повышение эффективности работы персонала в часы «пик»;
- поощрения участия покупателей;
- разделение услуг;
- возможность расширения деятельности в будущем.