6.1. Определение товара и его коммерческие характеристики. Уровни товара.
Иерархия товара
С точки зрения маркетинга, товар – это все, что представляет собой пользу или удовлетворение, которые получает покупатель в результате использования или покупки этого товара.
Товаром являются:
- реальные товары, т.е. изделия;
- услуги, предлагаемые покупателю;
- услуги, сопутствующие товару, т.е. упаковка, обслуживание до и после продажи, информация, связанная с товаром, фирменное название товара;
- выгода, ожидаемая покупателем от покупки;
- индивидуальности;
- географические достопримечательности;
- организации;
- идеи.
К уровням товара есть 3 подхода:
Первый подход выделяет три уровня товара:
- товар по замыслу (основная выгода или услуга);
- товар в реальном исполнении (качество, марочные названия, внешнее оформление, свойства, упаковка);
- товар с подкреплением (гарантия, послепродажное обслуживание, монтаж, поставки и кредитование).
Второй подход выделяет конкретный продукт, расширенный и обобщенный.
|
|
Конкретный продукт – это базовая физическая сущность, услуги или идеи, которая имеет точные характеристики и предлагается под заданным описанием или номером модели. Цвет, стиль, вкус, размер, масса, надежность, качество – примеры конкретных товарных характеристик.
Расширенная продукция – включает не только ее конкретные характеристики, но и все, что составляет ее образ и обслуживание (например, покупка швейной машины).
Расширенная продукция для компьютеров – пакеты программ, инструкции для пользователей, эксплуатация и быстрота обслуживания.
Обобщенный продукт делает упор на его значимость для потребителя, а не продавца (производителя). Это наиболее широкое определение товара, соответствующее концепции маркетинга. Например, продажа косметики позволяет создать определенный стиль жизни.
Третий подход – пять уровней товара:
1. Ключевая ценность товара.
2. Основной товар.
3. Ожидаемый товар.
4. Улучшенный товар.
5. Потенциальный товар.
Иерархия товаров:
- семейство потребностей: ключевая потребность, лежащая в основе существования товаров (например, питание);
- семейство товаров: все классы товаров, способных с приемлемой эффективностью удовлетворять ключевую потребность (хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и мясопродукты и т.д.);
- класс товаров: группа товаров в рамках семейства, имеющих функциональные взаимосвязи (хлеб и хлебобулочные изделия);
- товарные линии (товарный ассортимент): группа товаров, тесно взаимосвязанных между собой в силу выполнения аналогичных функций (хлеб);
- тип товара: группа товаров в рамках товарной линии, представляющих одну из нескольких форм товара (ржаной хлеб);
- торговая марка («Щелковский хлебокомбинат»);
- товарная единица – отдельные изделия в рамках торговой марки (Бородинский хлеб).