Каждый товар живет на рынке ограниченное время и вытесняется другим товаром, более совершенным или более дешевым.
Период жизни товара на рынке называют его жизненным циклом (ЖЦ). Жизненный цикл товара проходит несколько стадий внедрения, роста, зрелости, насыщения и спада.
Стадия внедрения товара на рынке характеризуется малым объемом продаж и значительными маркетинговыми усилиями.
Стадия роста – свидетельство признания покупателями товара. Растет объем продаж и прибылей, расходы на рекламу стабилизируются.
Зрелость товара характеризуется тем, что большинство потенциальных покупателей уже приобрело товар. Снижаются темпы роста продаж и прибыли, начинают увеличиваться маркетинговые расходы.
Насыщение происходит, когда, несмотря на снижение цены на товар и другие меры воздействия на покупателей, рост продаж прекращается, но прибыльность можно поддерживать за счет снижения издержек производства.
Спад – период резкого снижения продаж и прибыли. Посредством модернизации товара, уменьшения цены можно предотвратить полный спад и ввести товар в стадию второго насыщения. Однако в конечном счете наступает еще более глубокий спад и товар снимают с производства.
Переход от стадии к стадии происходит без резких скачков, поэтому служба маркетинга должна следить за темпами продаж и прибыли, чтобы вовремя внести изменения в программу маркетинга.
Существуют различные варианты кривой жизненного цикла товаров (рис. 22).
Темпы роста и общий уровень сбыта новой продукции зависит от двух следующих процессов в поведении потребителей:
- признания;
- распространения (диффузии).
Процесс признания характеризуется последовательностью умозаключений и поведенческих действий, через которую проходит отдельный потребитель, узнавая и приобретая новый товар.
Процесс признания состоит из 5 этапов: знания, убеждение, решение, реализация, подтверждение.
Рис. 22. Возможные варианты кривой жизненного цикла товара
Вначале покупатель узнает о существовании продукта (знание), затем формирует свое отношение к нему (убеждение), затем делает выбор (решение), приобретает товар (реализация) и убеждается в соответствии или в несоответствии товара информации о нем (подтверждение). Темп (скорость) признания зависит от качества продукции, потребителей и маркетинговых усилий фирмы.
Процесс распространения (диффузии) охватывает период от внедрения продукта до насыщения рынка и показывает, как различные группы покупателей признают и приобретают товар. Потребители по степени признания нового товара делятся на следующие группы:
- новаторы (2,5% целевого рынка);
- быстро признающие люди (13,5%);
- быстро признающее большинство (34%);
- медленно признающее большинство (34%);
- ретрограды (16%).
Степень признания нового товара зависит от социальной динамичности людей, коммуникабельности. Службы маркетинга при планировании новых товаров должны учитывать, что 50% покупателей признают товар медленно.
На этапе зрелости и насыщения рынка товаром фирма должна учитывать конкуренцию и планировать создание новых товаров для замены зрелых. Не все зрелые товары могут быть оживлены или продлены, в некоторых просто исчезает нужда, например, в нашей стране на смену примусам, керосинкам пришли электрические и газовые плиты, железные кровати были заменены деревянными.
В том случае, если прекращается производство товара, фирма должна помнить о запасных частях и соблюдении гарантийных обязательств (например, производство автомобилей, холодильников, стиральных машин и т.д.).